СТАТЬЯ

Разнообразные направления и стили Йоги

Первоистоки йоги

История индийской философии в целом делится на 3 условных периода: ведийский, классический (или брахмано-буддийский) и т.н. современный (или индуистский).

 

Индуизм, представляя собою совокупность конфессиональных направлений и течений Ведической культуры в целом, в оригинале, на аутентичном санскрите, называется так: "Санатана Дхарма" и переводится как:

 

  • Единая [или (из)вечная] Религия
  • Единый [или всеобщий] Закон
  • Единый Путь

 

Руководствуясь данным пониманием смыслового контекста определения Индуизма, подобные следующим: монотеизм, политеизм, панентеизм, пантеизм, монизм и даже атеизм, увы, лишены смысла по своей сути, а последнее (атеизм) - и вовсе не корректно по отношению к Востоку в целом и к Индуизму в частности.

 

Итак, Индуизм уходит своими корнями в ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации, из-за чего его называют древнейшей религией в мире. Однако, тем не менее, имеются авторитетные свидетельства в пользу того, что некогда на всех континентах нашей планеты имела место всеобщая, а именно: Единая Культурная Традиция. В отличие от авраамических религий, у Индуизма нету единоличного основателя.

 

История индийской философии в целом делится на 3 главных периода, а именно:

 

  • 1) Ведийский (самый древний)
  • 2) Классический (брахмано-буддийский)
  • 3) Современный (или индуистский период)

Священные Ведические Писания:

Шрути и Смрити

 

В первый, Ведийский период, вне зависимости от точности предполагаемой датировки (по этому поводу существует несколько мнений), появляются основополагающие ведические тексты >>> 4 главные Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Данные собрания текстов представляют собой так называемую категорию Шрути [санскр. श्रुति śruti IAST "услышанное"] — канон священных текстов Индуизма, то есть изначальные богооткровенные(!) ведийские тексты.  Каждая из 4 Вед содержит 4 обширных раздела --- собрание священных текстов, известных как:

 

  • Самхиты (непосредственно ядро Вед);
  • Брахманы (предписания для общественно-социального образа жизни);
  • Араньяки (подробные предписания и инструкции для монашеского уклада жизни);
  • Упанишады (самое обширное собрание философских, богословских и метафизических текстов за всю историю человечества, в 18 томах).

 

Другой основной категорией священных писаний Индуизма являются Смрити (и основываются на авторитете первых, Шрути).

 

Смрити [санскр. स्मृति, smṛti IAST "запомненное"] — дополняющая и поясняющая (первую) категория священных писаний Индуизма. Далее перечислим основные разделы, всего их 6:

 

-1-

Веданга (или "часть Вед") — цикл обрядовой и научной литературы, примыкающий к Ведам. Содержит в себе руководства по шести отраслям знания:

 

  • -Шикша — фонетика и фонология
  • -Чхандас — метр и ритмология
  • -Вьякарана — грамматика
  • -Нирукта — этимология
  • -Джьотиша — астрономия и астрология
  • -Калпа — наука о времени и, соответственно, ритуаловедении — как прикладном аспекте

 

-2-

Упаведа (или "второстепенное знание") — околоведические тексты, руководства по различным отраслям знания специализированной (профессионально ориентированной) направленности, как например:

 

  • ✓Аюр-веда — "медицина", примыкает к «Ригведе»
  • ✓Дханур-веда — "боевые искусства" (Мушти Юддха), примыкает к «Яджурведе»
  • ✓Гандхарва-веда — искусство "священной музыки и мистического танца", примыкает к «Самаведе»
  • ✓Астра-шастра — "военная наука", примыкает к «Атхарваведе»

 

-3-

Дхармашастры или законы, состоят из 18 книг. Примечательно, что каждая из книг соотносится с определённой временной эпохой.

 

-4-

Итихасы или эпические сказания, историческая хроника. К их числу принято относить эпосы «Махабхарата»ссылка на статью (составитель легендарный мудрец Вьясадева) и «Рамаяна»ссылка на статью (составитель легендарный мудрец Вальмики). К данному разделу вариативно также относят один из основополагающих текстов по Йоге (в частности) и Индуизму (в целом), а именно — «Йога Васиштха»ссылка на статью.

 

-5-

Пураны или древние былины, состоят из 18 книг. Дополнительные священные писания Индуизма, в которых та или иная ипостась индуистской троицы (Вишну либо Шива) предстают в качестве Верховной Личности и Высшей Формы Единого Бога, или абсолютной (экзистенциальной) Истины.

 

-6-

Агамы или доктрины. Делятся на три основные части: вайшнавские, шиваитские и шактистские. Другой вид их категоризации: Мантра, Тантра и Янтра.

 

***

 

В последующий период (второй из трёх), или Брахмано-буддийский период, появляются 6 основных философских школ Индии. Их принято называть ортодоксальными, так как все они в той или иной степени признают авторитет Вед. Также следует отметить, что принадлежность к Индии 6-ти философских школ довольно условна и по данному вопросу существует несколько обоснованных точек зрения. По существу данные 6 философские школы составляют 3 пары.

6 ортодоксальных философских школ Индии

 

1) Ньяя и Вайшешика: логические философские школы. Первая из них, Ньяя, диалектична по своей природе. Примечательно, что если в западном мире диалектика развивалась буквально всё время, начиная ещё со времён Аристотеля, то в означенный ведийский период она была дана/разработана сразу в готовом виде - как универсальный критерий истинности познания.

 

Вкратце, согласно Ньяе существует 4 основополагающие критерия истинности познания, а именно:

1) восприятие (пратьякша)

2) сравнение (упамана)

3) умозаключение (анумана)

4) доказательство или мнение авторитета (шабда) - т.е. то, что само по себе уже является доказательством.

 

Вторая же из них, Вайшешика, представляет собой детально данную/разработанную научную базу/парадигму того времени, позволявшую создать/смоделировать удивительно точную (по самым современным меркам) картину устройства Вселенной, причём как макромира, так и микромира соответственно.

 

2) Пурва-Миманса [или "Раннее Размышление"] и Уттара-Миманса [или "Позднее Размышление" в дальнейшем ставшее известным как Веданта]. Если первые две даршаны лишь признают авторитет Вед, делая свои выводы фактически независимо от них (Вед), то Ранняя и Поздняя Миманса не только основываются на авторитете Вед, но и самим своим существованием утверждают данный авторитет (Вед). Разница между ними имеет формальный характер: Пурва-Миманса следует обрядово-церемониальной составляющей Вед – иначе говоря следует по форме. А Уттара-Миманса выявляет саму сущность Вед, выражая культурно-духовную составляющую – иначе говоря следует не по форме, а по содержанию.

 

3) Санкхья >>> по своей всеобъемлющей универсальности системно-целостное Учение, квинтэссенция всех Наук и Искусств, практическая методология которой и представляет собою шестую ортодоксальную философскую школу, известную как >>>ЙОГА<<<

 

Ведантийская традиция в целом ведёт своё начало от мудреца Ведавьясы (он же ВьясаДев) — мудреца древности, составителя многих древних и обширных по объёму памятников ведической культуры, а именно: Вед, Пуран, знаменитого эпоса «Махабхарата». В индуистский период наиболее заметно влияние мистика и религиозного реформатора Шри Ади Шанкарачарьи, или Шанкары. Существуют основания полагать, что основатель одного из ведущих направлений Веданты (Адвайта-Веданта), был инкарнацией Шивы. Основал несколько монашеских орденов, один из которых часто встречаемый – Сарасвати.

 

В современный же период Индуизма, или Индуистский период (начиная примерно с 1000-го года н.э.) на основе двух ступеней классической йоги (асана и пранаяма) появляется разновидность йоги, ставшая самой популярной к настоящему времени — хатха-йога. Тексты хатха-йоги («Хатха-Йога Прадипика»скачать, «Гхеранда Самхита»скачать, «Шива Самхита»скачать) утверждают, что уже благодаря одной практике асан и пранаямы (при соблюдении норм этико-нравственных принципов первых 2-х ступеней) можно достичь освобождения.

 

 

В западных энциклопедиях часто встречаема формулировка того, что Патанджали является создателем йогической системы как таковой, но это в корне неверно, так как йога (как практическая методология) со всей определённостью уже существовала до классического периода Индуизма, причём задолго до него (исходя из упоминаний о ней в ведических первоисточниках). Патанджали именно систематизировал йогическую методологию в т.н. Восьмиричный Путь, состоящий из следующих звеньев: яма, нияма; асана, пранаяма; пратьяхара, дхарана; дхьиана, самадхи.

 

Современные же стили йоги, ставшие столь известными и популярными сегодня, обязаны своим существованием влиянию «Йога-сутр» Патанджали – несомненно одному из самых авторитетных первоисточников по йоге, где и изложен в сжатой и закодированной форме сутр интегральный взгляд на йогическую методологию в целом.

Основные направления йоги

Необходимо учитывать, что ещё в относительно недавнем времени ведическая культура в целом была не только мало известна западному сообществу, но и в принципе закрыта для свободного изучения. А когда капитализация и глобализация западного сообщества стала безальтернативной действительностью почти для всего мира, то на территориях Индии и к ней прилегающих (таких как Тибет) стала наблюдаться планомерная экспансия ведического культурного наследия в другие страны мира – в страны западного сообщества. К слову, Тибет (за исключением некоторых трудно доступных территорий) и по сей день является колонией Китая. Однако, если в Тибете ещё задолго до событий 20-го столетия наиболее ценные библиотеки и артефакты вывозились и надёжно прятались, руководствуясь пророчествами высокопоставленных лам о завоевании Тибета китайскими коммунистами, то ситуация с Индией в корне иная.

 

Представители индийской культурной элиты стали не только открывать, но и популяризировать и адаптировать ведическое культурное наследие (и йогическую методологию в частности) для менталитета западного сообщества. Выдающиеся йогины современности становились миссионерами в различных странах западного мира, наглядно показывая своим жизненным примером те универсальные благостные принципы, которым обучали окружающих.

 

Если же рассматривать современную йогическую методологию через призму приведённых выше преобразований, то становится очевидна общая тенденция возникновения не столько интегральных, сколько эклектичных подходов (стилей) к йоги. Именно этим характеризуются большинство современных стилей йоги — в большей или меньшей степени.

 

Собственно направлений в йоге всего лишь 4, а именно: карма, бхакти, джняна и раджа. Различное сочетание их отношений становится фундаментом тех или иных стилей йоги. Патанджали был тем, кто систематизировал йогическую методологию в восьмиступенчатую последовательность, где разновидность йоги, столь популярная сегодня — хатха, является составной частью и соответствует 3-му и 4-му звеньям из восьми. Если соотнести хатха-йогу с главными 4-мя направлениями йоги, то ей будет соответствовать — раджа-йога. На это имеется вполне понятная причина: медитативные техники рассчитаны на здоровое тело и подготовленную психику. В частности, именно такого подхода придерживался выдающийся мистик и религиозный реформатор Индии Гададхар Чаттерджи, известный как шри Рамакришна. Он является одним из самых ярких представителей классической раджа-йоги (в относительно недалёком прошлом), оставившим после себя ряд известных учеников, из которых наиболее известны — 12 (среди которых самый знаменитый - свами Вивекананда).

Различные стили йоги

Современные же стили йоги можно разделить на две главные линии преемственности:

1)

линия свами Шивананды

2)

линия шри Кришнамачарьи

 

Рассмотрим их более детально.

 

Для методологии свами Шивананды Сарасвати характерен интегральный подход, делающий упор прежде всего на этико-нравственные основы занимающегося (яма и нияма), как необходимый фундамент любой практики вообще. Иначе говоря, в его подходах заметно преобладание карма-йоги, или йоги служения. Важно также отметить, что вся жизнь самого свами Шивананды была примером служения обществу, он написал более 300 работ на английском языке, максимально способствуя популяризации йогической культуры в западном сообществе. Немаловажно также и то, что именно благодаря влиянию свами Шивананды, такой небольшой подраздел йоги как йогатерапия стал столь популярен сегодня, причём не только как весьма эффективное средство решения вопросов физического и психического здоровья, но и как возможность соприкоснуться с прочими аспектами йогического учения.

 

Наиболее известным приемником свами Шивананды стал свами Сатьянанда Сарасвати Парамаханса. Сам свами Шивананда говорил о своём ученике, что тот "работал за четверых". Свами Сатьянанда основал одну из самых влиятельных школ йоги — Бихарскую школу йоги, на базе которой было издано великолепное обучающее пособие в трёх томах под одноименным названием: "Бихарская школа йоги. Древние тантрические техники йоги и крийи". В данном подробнейшем учебном пособии последовательно раскрываются все составляющие йогической методологии в целом.

 

В линии шри Кришнамачарьи было трое наиболее выдающихся ученика, а именно: Б.К.С.Айенгар (основатель Айенгар-йоги), Паттабхи Джойс (основатель Аштанга-Виньяса йоги) и его сын Т.К.В.Дешикачар (основатель Вини-йоги). В целом — всей линии свойственна тщательная и последовательная проработка различных составляющих хатха-йоги, включая раздел йогатерапии.

 

Отдельно отмечу, что появление т.н. женской йоги едва ли стоит понимать как один из множества стилей йоги. На протяжении значительного промежутка истории человечества в целом женскую часть общества нередко ограждали от занятий какими бы то ни было системами самосовершенствования. Однако, когда по тем или иным причинам, этот пробел восполнялся — зачастую менялись и очертания самой системы самосовершенствования. И наблюдается это не только в Индии. В качестве примера рассмотрим Китай, где исторически были сильны буддистские традиции. В рамках традиций южношаолиньского монастыря, на основе пяти основных стилей кунг-фу, некогда возник интегральный боевой стиль под названием вин-чунь, созданный женщиной - дочерью одного из монахов. Стиль характерен отсутствием каких-либо внешних эффектов, он прагматичен и весьма эффективен, кроме того — адаптивен под человека любой конституции. Носителями данного стиля были в т.ч. легендарный Ип Ман, а так же Брюс Ли.

 

Применительно к йоге — обе ведущие линии преемственности (свами Шивананды и шри Кришнамачарьи) в равной степени способствовали обучению йоге женской части населения. А свами Шивананда — ещё и внедрением методов йогатерапии. А по линии шри Кришнамачарьи данным направлением занималась в т.ч. и Гита Айенгар — дочь Б.К.С.Айенгара.

Для чего необходимо такое многообразие

Изменившиеся ценности и условия современного общества поспособствовали общему пересмотру подходов к передаче своих знаний мастерами различных учений. Учителя йоги стали адаптировать и популяризировать свои системы для западной аудитории – тем самым не дав кануть в безвестность своим системам, предоставив ещё большему количеству людей возможность продвинуться на их личном пути совершенствования.

 

Вместе с тем есть и до некоторой степени оборотная сторона медали, заключающаяся в том, что дальнейшая "линейка" современных стилей йоги зачастую носит явно выхолощенный характер, вследствие частичной либо полной потери смысла сути йоги и всё большего смещения (замещения) в сторону обще-физкультурного аспекта практик — что безусловно негативно сказывается на целостном потенциале этих некоторых современных стилей йоги. Однако, как известно все люди различны по своим характеристикам, предрасположенностям и устремлениям. Несомненно, это одна из главных причин существования такого разнообразия подходов. Таким образом, каждый человек имеет возможность выбрать тот метод, который адекватен именно ему на данном этапе его личностного развития.

 

Знакомясь с теми или иными современными стилями йоги, данное обстоятельство желательно учитывать, компенсируя недостающие звенья изучением первоисточников йоги, а так же ведической литературы в целом.

 

Автор статьи:
Мотояма Д.Х.
yama.pro