СТАТЬЯ
«Йога-Васиштха» – один из самых выдающихся литературных памятников индийской культуры в частности и ведического наследия в целом.
Данный уникальный религиозно-философский цикл бесед мудреца Васиштхи с принцем Рамой (с участием прочих мудрецов, собравшихся во дворце правителя царства Айодхьи) был зафиксирован мудрецом Вальмики – составителем великого эпоса (итихаса) Рамаяна.
Фигура махариши заслуживает особого внимания. Из писаний известно, что некогда он был разбойником по имени Ратнакара, он убивал и грабил ради содержания своей семьи. Мудрец Нарада, повстречавшийся на его жизненном пути, дал ему посвящение в мантру. Однако, не будучи уверенным в нравственности теперь уже бывшего разбойника, он дал ему мантру «наоборот», рекомендовав начитывать «Мара», вместо «Рама». Но со временем, при долгом повторении, слоги мантры поменялись местами, и повторение имени Рамы очистило сознание Ратнакары. Практик настолько углубился в медитацию, что вокруг его тела муравьи построили муравейник - откуда и произошло его имя «вальмики», что в переводе значит «муравейник».
Благодаря множеству лаконичных и невероятно поучительных притч, изложенных в форме шлок (их примерно 30 тысяч), Йога-Васиштха рекомендуется в качестве первоисточника, наиболее полно подходящего изучению теми ищущими, которые желают проникнуть, так сказать, в йогу-по-сути. Кстати: считается, что сам махариши Вальмики и является родоначальником эпической стихотворной формы изложения, известной как шлоки.
В тексте рассматриваются самые разнонаправленные темы, связанные с внутренней и внешней природой человека, а так же Мира в целом. Несомненно, что это самый большой по объёму санскритский текст после итихасов Рамаяна и Махабхарата. И конечно один из самых авторитетных литературных источников по йоге в частности и индуизму в целом.
Сам же мудрец Васиштха является одним из семи сапта-риши (семи божественных мудрецов, духовных сынов Брахмы), а также наставником принца Рамы и главой мудрецов правителей Солнечной династии (Сурья-вамша).
Отдельно стоит отметить, что до известной степени уместна аналогия между эпосами Рамаяна и Махабхарата, а именно – взаимосвязи сюжетной канвы в них: Васиштха-гита с эпосом Рамаяна и Бхагавад-гита с эпосом Махабхарата (как фрагмент данного эпоса) - о чём от части, и пойдёт речь далее.
Одна из примечательных особенностей данного текста - в прагматично-рациональном подходе, объединяющем в себе возвышенное и бытийно-повседневное, теорию и практику. Также немалое внимание уделено значимости здравомыслия, следуя чему даже наблюдения малого ребёнка должны восприниматься серьёзно - ежели они рациональны, равно как замечание самого авторитетного лица необходимо отринуть - если в них отсутствует здравый смысл. Общее же мироощущение всеобъемлющей духовности, которой пронизана вся Йога-Васиштха, с рационально-практической точки зрения призывает ищущего к тому, чтобы встать на путь саморазвития и сострадания к окружающему миру.
В целом же Йога-Васиштха имеет прямое отношение к событиям, описанным в эпосе Рамаяна; кроме того, до некоторой степени, может рассматриваться в качестве причины масштабных событий, воспетых Рамаяной.
Если вынести, так сказать, за скобки очевидное различие эпох, происходивших некогда событий, подробно описанных эпосами Рамаяной (на стыке Трета-юги и Двапара-юги) и Махабхаратой (в преддверии наступления Кали-юги), то вполне заметна схожесть сценария дальнейших преобразований в обществе в целом, а именно: в результате военных событий финала обоих эпических сказаний появляются условия для наступления более тёмной эпохи по отношению к периоду описываемых событий.
В данной связи уместно заметить, что отношение ко вполне определённого рода методам решения возникших мировых проблем (которые подробно описаны в обоих эпосов), может быть неоднозначным.
Датировка происходивших некогда событий, изложенных в обоих эпосах (Рамаяна и Махабхарата), различными индологами трактуется по-разному. Данная тема представляет отдельный интерес для разно-профильных специалистов по ряду причин: исходя из очевидных астрономических, геополитических и общекультурных наблюдений. Однако в рамках данной работы имеет значение лишь общая картина, а именно: в результате событий, описанных в Рамаяне - Трета-юга сменилась на Двапара-югу, а в непосредственной связи с событиями, описанными в Махабхарате – Кали-юга пришла на смену Двапара-юге.
Из различных писаний (в том числе буддистской направленности) известно, что существует определённая категория людей, причём крайне редко появляющихся на нашей планете, которые по целому ряду конкретных отличительных признаков (33 признака), прочих личностных параметров и объективных характеристик представляют собой исключительно выдающееся явление… с точки зрения своих возможностей (потенциала) и своего предназначения. В связи с возможной реализацией потенциала подобных людей выделяются два варианта развития событий:
Вариант «А»: такой человек реализует свой потенциал в качестве Татхагаты и занимается тем, что словом правит умы невероятного количества людей в планетарном масштабе. И далеко не только людей - в писаниях утверждается (в частности в одной из ключевых сутр Буддизма – Саддхарма-пундарика сутре или «Лотосовой»), что проповедям последнего Татхагаты - Будды Шакьямуни - внимали и на Небесах и в нижних мирах, т.е. представители обеих иерархий. Воздействие воплощённого Татхагаты на окружающих столь велико, что может простираться в мыслимых и немыслимых пределах различных миров (включая наш мир), производя изменения по сути, а не только по форме. В писаниях также говорится, что каждый Татхагата курирует какой-либо из миров на предмет эволюцию тех душ, которые в нём проходят свою духовную школу. Один из наиболее ёмких переводов термина «татхагата» «Так сюда пришедший и Так отсюда ушедший» подчёркивает данное положение.
Вариант «Б»: представляет собой реализацию потенциала Чакравартина. Иначе говоря, речь идёт верховном правителе - точнее о правителе не много ни мало планетарного масштаба... Преобразования, вершащиеся с данной позиции влияния, масштабны, наглядны (как описанные события в Рамаяне), но не столь многомерны, как в первом варианте. Проще говоря, Чакравартин правит миром огнём и мечом.
Разумеется, руководствуясь лишь предположениями нельзя утверждать, какова бала бы действительность, выбери Рама путь Татхагаты. Однако… учитывая ряд свидетельств, зафиксированных в буддистских первоисточниках, вполне уместно утверждать, что вероятность иного исхода конфликта с демоном Раваной была абсолютно реальна. К примеру, в буддистской литературе существует немало свидетельств того, когда могущественные демоны, соприкоснувшись с тем или иным Бодхисаттвой, меняли траекторию своего личностного развития и становились преданными защитниками Учения. Применительно к Раме с Раваной отсюда вытекают несколько выводов:
1) Отсутствие необходимости развоплощать Равану с этой планеты,
2) Совершенно иной ход развития судеб прочих героев эпоса Рамаяна,
3) Из второго пункта прямо вытекают абсолютно иные перспективы хода развития тогдашней цивилизации в целом.
И это не преувеличение, так как не произойди кровавых событий, описанных в эпосе - в живых остались бы самые достойные герои того времени, способные нести функцию нравственного стержня тогдашнего общества. Стоит отметить, что ситуация хотя и отдалённо, но определённо похожа на финальную сюжетную панораму в другом эпосе - в Махабхарате, где в гораздо большей степени очевиден тот факт, что к концу событийной канвы все самые достойные носители Дхармы уходят с этой планеты кто непосредственно на поле боя, кто - как-либо иначе, предоставляя тем самым возможность для наступления тёмной эпохи - Кали-юги.
В связи с такой точкой зрения может возникнуть возражение: мол, эпохи должны чредоваться своим чередом - как им (эпохам) и положено. Однако в действительности здесь нет никакого противоречия. Эпохи (или юги) конечно же, чредоваться будут, как им и положено - это точно установленный факт, а вот какова при этом будет жизнь каждого конкретного человека и общества в целом – установленным фактом вовсе не является…
Для наглядности рассмотрим современный бытовой пример: некто по причинам от него независящим должен попасть в дорожную аварию. Каков будет исход этой аварии? Будет ли это отсутствие каких бы то ни было повреждений, либо незначительный ущерб или вообще летальный исход - зависит от ряда далеко не всегда очевидных, но со всей определённостью НЕ случайных факторов... а именно - кармических факторов, обусловленных самим же человеком!
А между тем именно в Йога-Васиштхе мы встречаем абсолютно не типичную для Индуизма (и для йоги в особенности) концепцию «с л у ч а й н о с т и» происходящих в мире событий, включая и причину зарождения самой Вселенной. Данная идея прослеживается явным лейтмотивом на всём протяжении бесед с мудрецом Васиштхой (вставки по типу «ворона случайно села на кокосовую пальму» и «кокос случайно упал»). Такой подход к принципам причинно-следственных связей не только не типичен для Востока в целом, но в буквальном смысле противоречит какому-либо пониманию принципов работы закона кармы. Зато всё вполне объяснимо, если принять во внимание необходимость мотивировать Раму (с определённой точки зрения) на путь войны с великим демоном Раваной, то использование данной концепции мудрецом Васиштхой было лишь эффективным тактическим методом убедить Раму в пользу выбора пути Чакравартина (путь кшатрия), а не пути Татхагаты (путь брахмана).
В данном контексте немаловажна предыстория, повествующая о прошлом демона Раваны, изложенная в другом первоисточнике - Бхагавата-пуране. В данном тексте рассказывается о двух преданных слугах Вишну – Джая и Виджая. Вследствие небольшого недоразумения по отношению к четырём сынам Брахмы в качестве наказания для них было предопределено, что оба слуги должны будут трижды воплотиться на земле в качестве врагов Вишну. Итак, в Сатья-югу - это Хираньякашипу и Хираньякша; в Трета-югу - Равана и Кумбхакарна, а в конце Двапара-юги - Шишупала и Дантавакра. Джая и Виджая согласились стать на это время врагами Вишну, быть убитыми в результате такого противостояния аватарами Вишну, после чего вновь воссоединившись с ним. Равана же, родившись в этом мире, первоначально был йогом. Он добился невероятных результатов в своей практике благодаря крайне трудновыполнимым и суровым аскезам, после чего употребил достигнутые им возможности и полученные благословения для удовлетворения своего эго. Подчинив себе все три мира, Равана стал помехой богам в исполнении ими своих прямых обязанностей.
Рама родился с невероятной силой, которая могла быть реализована и через путь брахмана, и через путь кшатрия. Ему пришлось выбирать между двумя путями – между служением обществу огнём и мечом (т.е. дхармой воина), и служением словом (т.е. путём мудреца). Следуя первоначальному плану богов, Рама должен был оставаться на пути воина. Для реализации именно такого хода развития событий и появился в нужный момент великий мудрец Васиштха (один из сыновей Брахмы), максимально мотивировав Раму в пробуждении кшатрийского сознания. О самом процессе их общения и повествует Йога-Васиштха.