СТАТЬЯ

ЭнергоИнформационное

строение Человека

с точки зрения Йоги

[система знаний, помогающая познать себя и мир вокруг]

www.i-rasa.com

Вступление

В классических текстах священных писаний брахмано-буддистской направленности содержатся подробные описания структурно-функционального строения всех составляющих человеческого существа, а именно:


  1. Телесного организма
  2. Энергоинформационной структуры
  3. Духовной составляющей (души и Духа)


Далее, мы в общих чертах рассмотрим строение человека с данных плоскостей восприятия.


Прежде всего, важно понимать, что данное йогическое представление вовсе не является всего лишь некой теоретической концепцией (или, проще говоря, не является чьей-либо фантазией). Напротив - является фактической данностью, которую абсолютно любой человек при известной подготовленности (тренированности) и настойчивости может проверить на собственном доподлинном личном опыте, убедившись в объективной реальности описанных явлений и процессов.


Однако прежде, чем мы перейдём, собственно, к изложению темы данной работы - небольшое пояснение, касательно термина "тонкое тело". Данное определение, в самом деле, носит довольно условный характер. Причём не только с точки зрения йогической литературы, но и с точки зрения иных восточных учений, а также с точки зрения адекватного западного мистицизма. К слову: именно своеобразная интерпретация йогической терминологии западным сообществом и создала данный термин - для большего удобства и простоты в использовании. Однако существует обоснованное (и подкреплённое практикой) мнение, что данный термин далеко не во всех случаях корректен. И связано это со следующим.


Говоря языком современной западной науки – весь мир представляет собой энергию в различных состояниях. Современный же человек, несмотря на потенциальную доступность ему неизмеримо большего диапазона восприятия (равно как и функциональных возможностей) привык к поддержанию жёстко-регламентированного (самим же человеческим сообществом) и крайне узкого режима восприятия (перцепции). С точки зрения данного положения дел так называемый "тонкоматериальный мир" не столь уж и "тонок", и даже напротив - представляет собой неизмеримо более великий и многомерный спектр различных типов вибраций (или миров Многомерия), восприятие которых, увы, принципиально недоступно среднестатистическому индивиду.

Строение человека с йогической точки зрения

www.i-rasa.com

>1<

Тонкие тела

Итак, помимо физического носителя (тела), человек обладает энергетическими телами различной спецификации, что, как правило, обобщённо именуется тонким телом.

 

Различные источники, например «Тайттирия-упанишада», описывают пять оболочек, называемых коша, находящимися внутри трёх тел, называемых шарира, управляющих различными уровнями сознания.

 

Три тела (или шарира), соотносятся с пятью оболочками (или коша) следующим образом:

 

~ 1 ~

Стхула-шарира: плотное, или физическое тело. Состоит из материи физического мира. Оно наиболее низкочастотное и плотное, формируется из первоэлементов - из пяти стихий:

 

  1. Земля       (Притхиви)
  2. Вода           (Джала)
  3. Воздух        (Вайю)
  4. Огонь            (Агни)
  5. Эфир              (Акаша)

 

Включает в себя оболочку, называемую:

 

  • Аннамайя-коша: иллюзорная оболочка, поддерживающая своё существование за счёт питания, подвержена всем видам изменений (от рождения до смерти). С данного уровня восприятия наше сознание идентифицирует себя с физическим носителем (т.е. телом) и его признаками.

 

~ 2 ~

Сукшма-шарира: тонкое тело, или линга-шарира. Содержит чакры(энерго-центры), грантхи(энерго-узлы/блоки) и нади(энерго-каналы); проявляет информационный и энергетический план трёх гун Первоматерии:

 

  • Саттва   или   святость     (равновесие)
  • Раджас   или   страсть       (активность)
  • Тамас      или   невежество (инертность)

 

Состоит из трёх оболочек:

 

  • Пранамайя-коша: эфирное, или энергетическое тело, включающее в себя две составляющие: информационную и энергетическую. Именно на данном уровне происходит взаимодействие между людьми. Один из важнейших показателей - чистота энергоинформационной матрицы. На этом уровне сознание человека ассоциирует себя с чувственно-эмоциональными реакциями.
  • Маномайя-коша: оболочка ментального тела. Состоит из джняна-индрий, или джнянендрий: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. С точки зрения индуизма, ум - аппарат, обрабатывающий информацию, получаемую от органов чувств. Человек на данном этапе развития отождествляет себя со своей деятельностью и проявлениями вовне (профессия, социальный род деятельности и т.д.).
  • Виджнянамайя-коша: оболочка разума, или интеллекта. Разум - аппарат, позволяющий действовать несогласно психоэмоциональным импульсам, т.е. страстям, а осуществляя выбор осознанно, владея самим собой. На этом уровне человек самоотождествляется со своим мировоззрением.

 

~ 3 ~

Карана-шарира: каузальное, или причинное тело (именно его нередко называют термином душа). Состоит из оболочки, называемой:

  • Анандамайя-коша: оболочка трансцендентного блаженства, за которой скрывается Дух. Анандамайя-коша включает в себя т.н. три модуса счастья:

 

  • Прия:                  восприятие желанного объекта
  • Мода:                   приближение желанного объекта
  • Прамода:            обладание желанным объектом

 

Данная оболочка самопроизвольно испытывает счастье благодаря осуществлению благостных поступков. На этом уровне самость слабо проявлена, человек воспринимает себя проводником и инструментом Божественного.

>2<

Пять пранических сил

www.i-rasa.com

Согласно различным писаниям, в человеческом теле функционально проявлены пять видов энергий, или ветров жизненной силы. В текстах «Шива-самхита» и «Прашна-упанишада» даются следующие описания пяти вайю – ветров жизненной силы:

 

  1. Апана – локализована в области ног и промежности. Нисходящая энергия по своей природе, согласно «Прашна-упанишаде» «…управляет органами выделения и воспроизведения», связана со всеми выделительными процессами и, соответственно, усиливается каждый раз, когда они включаются.
  2. Самана - локализована в районе пупка, занимая область от района живота до грудной клетки. Отвечает за переваривание пищи, или, иначе говоря, за огонь пищеварения: «Самана воспринимает пищу и рождает семь пламён» [«Прашна-упанишада»]. Эта же энергия отвечает за усваивание информации и выделение телесного тепла.
  3. Прана - локализована в районе сердца, занимая область с уровня грудной клетки примерно до носа. Отвечает за жизненную силу. Прана увеличивается от выполнения пранаям. Прана отвечает за дыхательную систему, функции сердца, а также в целом за работу органов чувств (индрий).
  4. Удана – локализована в районе горла. Определяет характер мышления и соотношение позитивных и негативных тенденций в сознании человека. Удана отвечает за высшую нервную деятельность.
  5. Вьяна – не имеет локального местонахождения, напротив - движется через всё тело, представляя собой энергетический кокон, поддерживающий баланс вышеперечисленных энергий; нередко проявления именно данного жизненного ветра называют аурой.

 

«Прана, апана, самана, удана, вьяна, нага, курма, крикара, девадатта и дхананджая — эти десять вайю (жизненных потоков) перемещаются во всех нади.

 

Прана перемещается в ноздрях, горле, пупке, двух больших пальцах ног, в нижних и верхних частях Кундалини. Вьяна перемещается в ухе, глазе, пояснице, лодыжках, носе, горле и ягодицах. Апана перемещается в анусе, гениталиях, бёдрах, коленях, желудке, семени, пояснице, икрах, пупке. Удана находится во всех суставах, а также в руках и ногах. Самана пронизывает все части тела, наряду с огнём она обеспечивает распространение в теле принимаемой пищи и жидкости. Она перемещается по [всем] семидесяти двум тысячам нади. Огонь вайю, начинающийся с наги, идёт к коже, костям и т.д. Находящаяся в пупке прана разделяет находящиеся там пищу и жидкость и порождает расы (соки) и др. Помещая воду над огнём и пищу над водой (или в ней), она идёт к апане и наряду с ней раздувает огонь в центре тела.

 

Огонь, раздуваемый таким образом апаной, постепенно увеличивается в яркости в середине тела. Затем он порождает своим пламенем воду, которая направляется в кишечник праной для разогревания. Огонь с водой заставляет пищу и вышеупомянутые элементы перевариваться до надлежащей степени. Затем прана разделяет их на пот, мочу, воду, кровь, семя, фекалии и т.д. И, наряду с саманой, она переносит сок (или сущность) по всем нади и перемещается в теле в форме дыхания.

 

Вайю выводит урину, фекалии и т.д. через девять отверстий в теле, которые связаны с внешним воздухом. [Функции] праны — вдох, выдох и кашель. [Функции] апаны — выведение фекалий и мочи. [Функции] вьяны — [такие действия как] предоставление и взятие. [Функции] уданы — поддержание тела прямым и т.д. [Функции] саманы — питание тела. [Функции] наги — рвота и т.д. [Функции] курмы — движение век. [Функции] крикары — вызов чувства голода и т.д. [Функции] девадатты — вызов лени и т.д. [Функции] дхананджаи — порождение мокроты.

 

Обретя, таким образом, полное знание о местопребывании нади и вайю с их функциями, необходимо приступить к очищению нади».

«Шандилья упанишада» [1.15]

 

Кроме того, все 5 жизненных токов содержатся в энергетической оболочке, называемой Пранамайя-коша, а процентное соотношение данных энергий в организме человека регулируется исключительно степенью развитости сознания.

Отдельно, в качестве дополнения, стоит отметить, что число «72», применительно к строению человека, встречается и в священных писаниях иных конфессий, например: апокрифы древних христиан из библиотеки Наг-Хаммади, а именно – «Апокриф от Иоанна».

 

Люди — в основном существа бодрственного поверхностного сознания. В бодрствовании (джаграт) функции праны активизируют физическое тело, оживляют органы чувств и создают настройку на физический мир.

 

В состоянии сна-со-сновидениями (свапна) прана активна в астральном теле, проецирует сновидения и создаёт иллюзию реальности, воздействуя на тонкие чувства астрального тела.

 

В  глубоком сне (сушупти) прана сосредоточена на чистом светящемся сознании «Я»-субъекта - за пределами чувств, в это время поверхностный ум не функционирует.

 

Прана-вайю и апана-вайю в основном переживаются и доминируют в состоянии бодрствования и во сне.

 

Самана-вайю переживается и доминирует во сне-без-сновидений.

 

Удана-вайю переживается и доминирует в состоянии осознавания за пределами сна-без-сновидений (турья).

 

Вьяна-вайю переживается в состоянии трансцендентального единства с Ясным Светом (турьятита).

 

«Прана, апана, самана, удана и вьяна вместе с [пятью] силами действия составляют совокупность крийя-шакти».

Махасиддх Матсиендранатх

«Йогавишая Минанатха» [13]

 

Ветры самана-вайю и вьяна-вайю связаны с центральным каналом Сушумна. Прана-вайю – с лунным каналом Идой. Апана-вайю – с солнечным каналом Пингалой. Подъем Кундалини связан с удана-вайю.

 

Йогин/Йогиня [в дальнейшем понятия тождественны] стимулирует самана-вайю за счёт объединения прана-вайю и апана-вайю. Когда они смешиваются в области саманы, Сушумна-нади очищается и пробуждается.

 

Успешность в занятиях медитацией (дхьиана) напрямую зависит от движения главных (5) и вторичных (5) ветров жизненной силы, циркулирующих по нади. Если ветры успокоены, то умонастроение также будет в покое и безмятежности. Для этого нужно соблюсти следующие условия:

 

  1. Позвоночник вертикален и прям (чтобы центральный канал Сушумна не изгибался). Только в этом случае ветер воздуха (прана-вайю), движимый по центральному каналу (Сушумна-нади), сможет течь свободно; так же как и ветер земли (удана-вайю) будет подниматься прямо - благодаря чему тело в медитации ощутит силу и выносливость. Если же отклонять тело вперед, назад, вбок, изгибать, то прана тоже собьётся и отклонится.
  2. Ветер воды (апана), сохраняющий йогу гибкость тела, если входит в центральный канал - даёт блаженство в медитации и способствует выделению нектара (амрита). Чтобы ввести апану в центральный канал, руки кладут в мудру (либо на колени на одном уровне), и слегка разводят локти, чтобы отвести плечи.
  3. Ветру огня (самана) свойственно подниматься вверх, а ветры воды (апана) и земли (удана) имеют свойство опускаться. Чтобы ввести саману в центральный канал, слегка опускают подбородок - это не даёт ей подниматься.
  4. Чтобы ветер воздуха (прана) ввести в центральный канал, следует глаза держать неподвижными, т.к. до тех пор, пока глаза движутся, стихия воздуха не успокоится. Глаза держат неподвижно, глядя на кончик носа либо в пространство перед собой, тогда ветер воздуха (прана) входит в центральный канал, а ум успокаивается.
  5. Губы сложены вместе, сохраняя промежуток; язык прижат к нёбу.
  6. Ноги складываются в позу лотоса (падмасана) - для того, чтобы удерживать апана-вайю{!!!}.

 

Отдельно же хотелось бы отметить, что наиболее компетентное, систематизированное и тщательное описание строения Человека с точки зрения йогической методологии дано Харишем Джохари >>> известный индийский мистик, практик-философ, а также популяризатор идеи/концепта объединения эзотерических учений Индуизма с научными достижениями т.н. западного мира в целостную философско-прикладную систему. Является создателем современной версии популярной игры по саморазвитию, известной как «Лила» (разработанной индийскими мудрецами прошлого на основе текстов Вед). Со своей же стороны рекомендую Вам к изучению 3 основные его работы, приведённые ниже:

 

  • «Инструменты для Тантры. Чакры: Энергетические центры Трансформации»
  • «Чакры: энергетические центры трансформации. Теория и Практика»
  • «Инструменты Тантры. Мантры, Янтры и Ритуалы»

 

Кроме того, т.к. совокупность сопряжённых тем в рамках данной статьи неизбежно затрагивает термин «Тантра» (как правило, исключительно неверно трактуемый в современном обществе), настоятельно рекомендую к прочтению книгу выдающегося британского востоковеда прошлого века Артура Авалона, известную как «Кундалини-шакти». Подробнее о нём можно прочитать в данном приложении к статье по <<<ССЫЛКЕ>>>

>3<

Прана и накопление… Кармы

www.i-rasa.com

Кармический след (отпечаток в сознании, или васана) остаётся всегда, когда внимание было привлечено к какому-либо объекту, вследствие чего была выделена т.н. транспортирующая прана, и вибрация сознания "прилипла" к объекту, приняв его форму. Затем вибрация возвращается назад, создавая в сознании отпечаток той же формы, который закрепляется там и когда-нибудь проявится.

 

Принцип возвратного потока

[йога обратного действия]

 

Для йогина, следующего путём йога-тантры, следует прояснить т.н. принцип возвратного потока. Изменить принцип течения энергии — означает сделать поток энергии не нисходящим из центрального канала, а восходящим по центральному каналу.

 

Овладев данным принципом, йогин сберегает свою жизненную энергию и не подвергается мирским искушениям. Понимание и применение принципа возвратного потока энергии, отличает Мастера от начинающего ученика.

 

Принцип возвратного потока означает способность йогина направлять течение праны, которая обычно стремится наружу (к чувственным объектам), внутрь центрального канала.

 

Любое взаимодействие ума с внешним миром и восприятие чувственных объектов сопровождается движением транспортирующей праны по каналам (нади). Эта транспортирующая прана стремится покинуть центральный канал и, выйдя через энергетический центр, соединиться с воспринимаемым объектом. Такое соединение сопровождается потерей энергии и пагубной привязанностью (зависимостью) к чувственным объектам.

 

Великой задачей йогина является научиться не терять транспортирующую прану, возвращая её в центральный канал Сушумна-нади. Научившись возвращать прану обратно, йогин может взаимодействовать с чувственными объектами, извлекая в этом пользу.

 

Начинающий йогин овладевает этим принципом при помощи отречения, концентрации, асан, бандх, мудр и пранаям. Опытному же Мастеру, чтобы направлять прану в центральный канал, достаточно поддерживать глубокое созерцание.

 

Сам принцип возвратного потока легко понять йогину, который научился контролировать сексуальное желание при помощи ашвини-/ваджорли-/мула-бандхи, позы лотоса и т.н. «кувшинного дыхания» (кумбхака). В обычном случае несведущего человека при сексуальном желании энергия в форме апана-вайю неизбежно течёт наружу, засоряя нади в ногах, делая всё тело тяжёлым, а разум инертным

 

В случае же овладения практиком йогой возвратного потока, энергия, вместо того чтобы вытекать наружу, начинает наполнять центральный канал и подниматься вверх, вызывая в теле тонкое переживание пустотного блаженства. Применяя данный принцип к пяти чакрам, йогин овладевает пятью энергиями и пятью элементами в своём теле.

>4<

Чакральная система

www.i-rasa.com

Чакры (круговорот, или колесо) - это энергетические центры, в которых происходят процессы преобразования энергии.

 

Известно, что в специальных медитативных состояниях (определённой глубины постижения) мудрецы всех времён воспринимали строение и характеристики чакральной системы человека, как [лотосоподобные] цветки определённых цветов и конфигураций (количество лепестков и т.д.).

 

Каждая из чакр вибрирует с определённой частотой и амплитудой. Чакры, расположенные в нижней части энергетической цепи, работают на более низких частотах, считаются более грубыми, порождающими специфически огрублённые состояния сознания. Чакры, расположенные в верхней части энергетической цепи, работают на иных - высоких частотных характеристиках; отвечают за: многосторонне развитый интеллект, альтруистические качества личности, сострадание к окружающему миру, духовные устремления человека в целом.

 

Энергетическое тело человека можно представить себе как амфору, с различного диаметра отверстиями на уровне зон пересечения трёх главных энергоканалов (Сушумна, Пингала, Ида). Через них, испытывая определённые страсти, человек теряет энергию. Утечка энергии, связанная с включением механизма получения удовольствия, тем мощнее, чем ниже  вдоль позвоночного столба находится чакра – т.е. чем грубее (низкочастотней) инициирован процесс переживания. Чтобы поднять энергию к высшим энергетическим центрам - нужно устранить её потерю в нижних. Каждый из энергетических центров имеет свои характеристики и особенности. Мы будем рассматривать как позитивные, так и негативные аспекты в работе чакр, указывая какими качествами характеризуется уровень сознания с позиции каждой из чакр, а также каков основной тип энергопотери через каждую из них.

 

Имеется семь основных чакр:

 

  1. Муладхара
  2. Свадхистана
  3. Манипура
  4. Анахата
  5. Вишудха
  6. Аджня
  7. Сахасрара

 

< Муладхара-чакра >

Первая чакра - МУЛАДХАРА [“мула” - корень, “дхара" – фундамент] - корневая чакра, основа, фундамент.

 

Располагается у основания позвоночника; является источником существования, процесс рождения связан с данным центром выживания и самосохранения.

 

Стихия:

~ Земля

Цвет:

~ Красный

Чувство:

~ Обоняние

Биджа мантра:

~ ЛАМ

 

Негативные качества:

Инертность, пассивность, бездействие, апатия; проявление активной агрессии и гнева.

 

Позитивные качества:

Терпение, проявление аскетизма, устойчивость и стабильность в духовной практике.

 

Характерное поведение:

Основной трудностью человека, действующего на основе мотивации первой чакры, является жестокость, вызванная ощущением тревоги. Подобно загнанному в угол животному, испуганный человек слепо и бесчувственно наносит удары окружающим - это происходит в результате того, что он не ощущает себя в безопасности.

 

Утечка энергии через Муладхару происходит, когда:

человек гневается/злится, проявляет жёсткость по отношению к окружающим, находится в тревоге/страхе, не готов и не способен перетерпеть ситуацию, выражает чувство презрения/отвращения. Человек, излучающий пагубные мысли о том, как в жизни всё плохо/сложно, проявляет полное отсутствие связи со Вселенной (т.е. с Богом).

 

Находясь в невежестве:

человек может быть полностью подавлен, апатичен и инертен.

 

В страсти:

человек ведёт себя агрессивно (либо, стараясь сдержать собственные негативные реакции, испытывает идентичный психоэмоциональный фон / умонастроение).

 

В благости:

утечки энергии не происходит и через данную чакру проявляются принятие, терпение, аскетизм.

 

Семейные союзы:

на данном уровне крепки: люди подбирают в супруги трудолюбивых и выносливых спутников, с которыми будут вместе “выживать”.

 

Согласно писаниям:

если человек в момент смерти покидает тело через Муладхара-чакру, то в дальнейшем будет вынужден перевоплотиться в адские миры.

 

Чтобы проработать данную чакру необходимо научиться:

  • терпению/воздержанию от испытывания/проявления отрицательных эмоций и дурного умонастроения;
  • исключить из употребления убойную пищу;
  • регулярно выполнять практику асан (силовые и балансовые асаны, в особенности - когда мы работаем со стопами: Вирабхадрасана, Паршвоконасана и все позы, направленные на раскрепощение тазобедренных суставов);
  • освоить и практиковать технику, известную как Мула-бандха;
  • и конечно же искать связь с Богом (например: попробовать ощутить себя частью Вселенной).

 

Если Муладхара развита и чиста, то одаривает человека:

  • крепким здоровьем и выносливым телом, а также приятным запахом;
  • стабильностью в аскезах и устойчивостью в медитативных практиках;
  • возможностью “балансировать” в жизни, находя выход из любых безвыходных жизненных ситуаций.

 

Муладхара, отвечая за программы выживания, наделяет человека необходимыми для этого качествами.

< Свадхистана-чакра >

Вотрая чакра - СВАДХИСТАНА [“сва” - собственник и “дхист(х)ана” - обитель] – психоэмоциональный центр, отвечающий за стремление/переживание к удовольствиям и развлечениям, фантазиям и мечтаниям.

 

Располагается в области таза; является центром чувственности. На данном уровне наиболее важным становится выстраивание взаимоотношений с другими людьми, даже озабоченность желанием нравиться людям, озабоченность оказываемым впечатлением. Проявляются романтичность и влюбчивость. Жизнь такого человека тяготеет к удовольствиям и развлечениям - для него/неё это самое важное в жизни. Утечка энергии через вторую чакру связана с сексуальным наслаждением, а также другими эмоциями, связанными с чувственностью, наслаждением вкусом, страхами.

 

Стихия:

~ Вода

Цвет:

~ Оранжевый

Чувство:

~ Вкус

Биджа мантра:

~ ВАМ

 

Негативные качества:

Безудержная тяга к удовольствиям и сиюминутным радостям, крайне преобладающее стремление к наслаждению - даже ценой саморазрушения (потребление алкоголя, табака и других видов наркотиков), похоть и желание чувственных наслаждений, привязанность к вкусу, а также: отчаяние, страхи, различные фобии, неуверенность в себе.

 

Позитивные качества:

Гибкость в общении, способность подстраиваться под обстоятельства, мягкость и плавность в поведении.

 

Характерное поведение:

Проблемами для человека на этом уровне могут стать стремление к физическим удовольствиям, а также склонность к мечтаниям. Если человек хочет сохранять физическое здоровье и душевное равновесие, ему следует понимать и соблюдать определённые ограничения. Для достижения стабильно-гармоничного состояния тела, психики и разума следует регулировать сон, питание и половую жизнь. На данном этапе духовному развитию мешают страхи и желание соответствовать требованиям социума.

 

Также проявлениями данного центра являются творческие способности, коротко говоря - это мир различных искусств. Типичная категория людей этого уровня характеризуется темпераментностью, яркостью и страстностью. Здесь проявляется существенный интерес к взаимодействию с другими людьми, а также превалируют желание нравиться окружающим и стремление к собственной исключительности; становятся важны и весомы чужие мнения и оценки, внимание окружающих к собственной персоне; гипертрофированное проявление чувственности, стремление к наслаждениям и ко всему новому.

 

Утечка энергии через Свадхистану происходит, когда:

  • человек стремится к удовольствиям/наслаждениям;
  • к постоянному удовлетворению желаний/страстей;
  • к наслаждению вкусом пищи и напитками;
  • это вожделение и неутолимое желание секса, необходимость в постоянной новизне и смене партнёров;
  • употребление алкоголя/табака/наркотиков или других стимуляторов ощущений.

 

Свадхистана требует удовлетворения от самого процесса и всегда "голодна". Обида, каприз, раздражение, нервозность, комплекс неполноценности, жалость к себе, самокопание, различные фобии, ревность и зависимость - свидетельствуют о дисгармонии в данном центре.

 

Находясь в невежестве:

человек стремится к удовлетворению сиюминутных побуждений.

 

В страсти:

человек стремится к реализации своих страстей.

 

В благости:

через данную чакру проявляется смирение, способность быть “гибким и текучим”, подстраиваться по обстоятельства, принимать во внимание интересы других.

 

Семейные союзы:

на данном уровне сознания недолговечны: люди постоянно ищут новых ощущений и впечатлений – новые объекты наслаждений.

 

Согласно писаниям:

если человек в момент смерти покидает тело через Свадхистана-чакру, то в дальнейшем будет вынужден перевоплотиться в мир животных.

 

Чтобы проработать данную чакру необходимо научиться:

  • смирению;
  • контролю чувственных желаний;
  • контролю полового влечения;
  • воздержанию в питании (пища должна быть простой и упорядоченной);
  • в целом: необходимо соблюдать регулярность в сне, питании и партнёре.
  • регулярно выполнять практику асан продольного и поперечного шпагата (Самаконасана и Хануманасана);
  • освоить и практиковать технику, известную как Варисара-дхаути (Шанкха-пракшалана, представляющая собой полное очищение всего пищеварительного тракта);
  • аскезы (самоограничения и дисциплина).

 

Если Свадхистана развита и чиста, то одаривает человека:

  • гибкостью разума;
  • чувством умеренности во всём;
  • способность чувствовать и понимать других.

 

< Манипура-чакра >

Третья чакра - МАНИПУРА [“мани” - драгоценность, “пур”- город] – центр, отвечающий за общественно-социальную деятельность.

 

Располагается в области пупка; является центром воли, а также интеллектуального развития; специфике данной чакры свойственны активная деятельная и инициативная лидерская позиция. Проявляет способность отстранения от воздействий окружающего (внешнего) мира, начав оказывать влияние на этот мир самому. Источник осознания собственной силы и уверенности в себе.

 

Стихия:

~ Огонь

Цвет:

~ Жёлтый

Чувство:

~ Зрение

Биджа мантра:

~ РАМ

 

Негативные качества:

Алчность, жадность, бессмысленное накопительство, переедание, гипертрофированное внимание к собственному «я», стремление манипулировать другими.

 

Позитивные качества:

Умение бескорыстно отдавать, способность жертвовать, проявляется сила воли.

 

Характерное поведение:

На данном уровне человек начинает активно действовать в социуме, у него появляется чувство ответственности за свои действия. При этом его картина мира складывается вокруг собственного «я».

 

Утечка энергии через Манипуру происходит, когда:

  • проявляется жадность (может иметь место как в отношении материальных благ в целом, так и в отношении энергетических факторов и информационных данностей в частности - например, жадность к знаниям);
  • циничность и надменность;
  • гордость и эгоизм.

 

На данном этапе развития человек сконцентрирован исключительно на себе, склонен считать свою точку зрения единственно верной, навязывая её всем окружающим, в первую очередь друзьям и родным, чем, как правило, значительно ухудшает с ними отношения.

 

Для человека этого уровня важно лидерство и влияние на людей, статус и материальное благосостояние. Такой человек обычно умён и амбициозен, стремится выделиться интеллектуально и успехом в делах. Это уровень, где развивается эго и человек стремится получать всего больше – это и больше знаний, и больше привилегий, и больше благ в целом – больше применительно ко всему.

 

Находясь в невежестве:

человек проявляет жадность во всех её обличиях.

 

В благости:

через данную чакру проявляются альтруизм, бескорыстие, самоотдача и энтузиазм. На этом уровне зарождается духовный поиск, человек задумывается о смысле жизни, о своём предназначении, о мироустройстве.

 

Семейные союзы:

на данном уровне сознания достаточно прочны и основаны на взаимной выгоде, расчёте.

 

Согласно писаниям:

если человек в момент смерти покидает тело через Манипура-чакру, то в дальнейшем будет вынужден перевоплотиться в мир голодных духов.

 

Чтобы проработать данную чакру необходимо научиться:

  • самоконтроль, самоограничение и самодисциплина – вот важнейшие качества для гармонизации Манипуры;
  • прислушиваться к мнению окружающих и отказаться от необходимости всегда быть правым;
  • заниматься разумной благотворительностью;
  • бескорыстно помогать другим;
  • выполнять практику асан, задействующих брюшную область (Навасана, Матсиендрасана, Дханурасана, Чакрасана, Маюрасана, Прасарита-падоттанасана и др.) и техники, известные как: Уддияна-бандха, Агнисара-крийя и Наули.

 

Если Манипура развита и чиста, то одаривает человека:

  • решительностью и бесстрашием;
  • отвагой и целеустремлённостью;
  • приходит понимание других людей.

 

< Анахата-чакра >

Четвёртая чакра - АНАХАТА [“анахата” - безударный, т.е. возникающий не от соударения, Божественный звук] – центр, ответственный за сопереживание и сопричастность окружающему миру.

 

Анахата расположена в районе груди. С четвёртым центром связаны: сердце, вилочковая железа, лёгкие, молочные железы, пищевод, средняя часть грудного отдела позвоночника.

 

В сущности - это первый духовный центр. На данном уровне происходит принятие Реальности такой, какая она есть. Приходит своего рода вера, что жизнь “не сломит” нас, если мы снимем нашу защиту. Этот центр отвечает за способность чувствовать, отдавать и принимать любовь, здесь приходит понимание боли и переживаний других существ. Такие люди стремятся любить и дарить любовь, для них важны тёплые человеческие отношения. Это сердечные и душевные люди.

 

Анахата-чакра ответственна за качества абсолютной любви - без разделения и различений. Предполагает активное и доброжелательное отношение к окружающим людям, искреннее желание им помочь. На этом уровне энергия теряется через восхищение красотой природы, наслаждение видом любимого человека и т.п.

 

В идеале, человек этого уровня стремится познать свою Божественную природу.

 

Стихия:

~ Воздух

Цвет:

~ Зелёный

Чувство:

~ Осязание

Биджа мантра:

~ ЯМ

 

Негативные качества:

Желание монополии на обладание чувствами другого человека. Страдание от неразделённой любви, ревность, активное желание полностью контролировать чувства другого человека, привязать его к себе.

 

Позитивные качества:

Возможность тонкого ощущения реальности. Желание счастья другому/другим, бескорыстное и безусловное умиротворение. Приходит истинное понимание счастья, не связанное с обладанием чем-либо/кем-либо.

 

Характерное поведение:

Побудительной силой человека с уровнем сознания на Анахата-чакре становится бхакти, или любовь. Такой человек готов любить всех. Но мировоззрение человека на этом уровне ещё не достаточно целостно, именно поэтому то, что он считает благом, часто оборачивается злом… Кроме того, более прагматичные люди начинают использовать личность с ярко выраженной Анахатой в собственных корыстных целях. И как это часто бывает - последние не понимают этого, что и приводит к определённым, не самым позитивным, последствиям.

 

Утечка энергии через Анахата происходит, когда:

  • человек испытывает недостаток любви - к себе и людям;
  • испытывает чувство ревности;
  • состояние потерянности;
  • обременён сожалениями, виной, печалью и скорбью;
  • страдает от чувства неразделённости/непонимания;
  • энергия также теряется и при наслаждении созерцанием и любовании красивыми объектами.

 

Находясь в невежестве:

человек желает обладать любимым человеком.

 

В благости:

через Анахату проявляется бескорыстная и безусловная любовь, желание счастья окружающим, сострадание и умиротворение. Это непредвзятое отношение ко всем и понимание истинного счастья, которое не связанно с обладанием чем-либо/кем-либо.

 

Семейные союзы:

на данном уровне достаточно прочны: основаны на возвышенной любви, взаимном восхищении друг другом, где партнёры совместно работают над отношениями.

 

Согласно писаниям:

если человек в момент смерти покидает тело через Анахата-чакру, то после смерти перевоплощается в мире людей.

 

Чтобы проработать данную чакру необходимо научиться:

  • безусловной любви;
  • проявлять чувство благодарности, неся благо в мир;
  • принятию полностью того, что нам даётся миром без каких-либо условий;
  • рекомендуется выполнять практику асан, воздействующих на грудной отдел позвоночника (Уштрасана, Дханурасана, Бхекасана, Вришчикасана и др.), и технику, называемую Вамана-дхаути (также известна как Кунджала - очищение желудка/пищевода + решение острых психоэмоциональных состояний).

 

Если Анахата развита и чиста, то одаривает человека:

  • чувством спокойствия и пониманием своего жизненного пути.

< Вишуддха-чакра >

Пятая чакра - ВИШУДДХА [“виша” - яд и “уддха” - чистота, что переводится как полное очищение] – центр, отвечающий за слово правды, силу речи и высказывание Истины.

 

Вишуддха является пятым по счёту центром, расположена в районе гортани. С данным центром связаны: щитовидная железа, гортань, трахея, верхняя часть грудного отдела позвоночника, верхние конечности.

 

На данном уровне развивается способность принимать и перерабатывать негативную информацию (…и не только информацию…) без вреда для себя, переваривая “яд” своего эго и сопутствующих этому проблем.

 

Стихия:

~ Эфир

Цвет:

~ Голубой

Чувство:

~ Слух

Биджа мантра:

~ ХАМ

 

Негативные качества:

Склонность к противоборству, жестокий расчёт и рационализм, не принимающий во внимание интересов других живых существ.

 

Позитивные качества:

Понимание принципа служения, стремление к совершенству, понимание гармонии, проявление сострадания.

 

Характерное поведение:

Может проявиться стремление видеть причину своих проблем в деятельности других людей — «врагов»; зачастую рушатся авторитеты, человек перестаёт ориентироваться на что-либо, кроме своего собственного мнения.

 

Утечка энергии через Вишуддху происходит, когда:

  • имеют место быть противоборство, борьба и конфликтность;
  • жёсткий рациональный расчёт, не учитывающий интересы других живых существ;
  • привязанность к результату;
  • зацикленность на совершенстве;
  • бескомпромиссность и гордыня.

 

Находясь в невежестве:

человек идёт на борьбу ради борьбы в достижении своей цели любой ценой.

 

В благости:

через Вишуддху приходит понимание гармонии мироздания, сути служения и сострадания, выражающееся в помощи конкретными действиями в решении проблем.

 

Семейные союзы:

на данном уровне крепки: образуются на принципе служения, основываются на совместной деятельности.

 

Согласно писаниям:

если человек в момент смерти покидает тело через Вишуддха-чакру, то после смерти перевоплощается в мир полубогов.

 

Чтобы проработать данную чакру необходимо научиться:

 

  • проявлять здравомыслие и сострадание;
  • отказаться от гордыни, чувства превосходства и высокомерия;
  • рекомендуется выполнять практику асан, прорабатывающих шейный отдел позвоночника и плечевые суставы (Сарвангасана, Халасана, Матсиасана, Сету-бандхасана и др.), а также технику, известную как Джаландхара-бандха, из пранаям - Уджайи-пранаяма.

 

Если Вишуддха развита и чиста, то одаривает человека:

  • красноречием;
  • отличной памятью;
  • неординарной харизмой;
  • психоэмоциональной и ментальной уравновешенностью;
  • подлинным состраданием к нуждам других людей;
  • мощной, созидательной энергией во служение окружающему миру;
  • на данном уровне начинают раскрываться т.н. сверхспособности.

 

< Аджня-чакра >

Шестая чакра – АДЖНЯ / АГЬЯ [“агья” - властный приказ] - центр мудрости и интуиции, отвечающий за способность воспринимать то, что было и то, что будет, обретение мистических способностей - ясновидение и яснослышание. На данном уровне свойственно творить, создавать и проявлять в мир то, чего не существовало до селе, а также стремиться при помощи своего дара/творчества поднять уровень сознания других людей.


Аджня является шестым центром, расположена в районе проекции межбровья – области т.н. “третьего глаза”, или центра восприятия Многомерия. Анатомически с данным центром связан гипофиз.


Данная чакра известна как «врата к освобождению», здесь заканчивают течение и соединяются воедино энергетические каналы Ида и Пингала, здесь исчезает двойственность сознания, которое перестаёт разделять “себя” и мир, проявляется осознание единства всей Вселенной. Аджня позволяет воспринимать мир целостно и объёмно, постигая законы причинно-следственных связей. Энергия на этом уровне не теряется.


Стихия:

~ Свет

Цвет:

~ Индиго

Чувство:

~ Иное

Биджа мантра:

~ ШАМ


Негативные качества:

Человек использует свои тонкоматериальные ресурсы, свой духовный потенциал, не задумываясь о кармических последствиях и воздаянии (например, изобретение ядерной бомбы и т.п. вещей), силой своей энергии трансформирует реальность в своих интересах, реализуя проекты своего эго.


Позитивные качества:

Человек начинает творить то, что принесёт максимальное благо другим и ему самому в духовном развитии.


Характерное поведение:

На уровне Аджня-чакры любые переживания и представления только способствуют очищению восприятия человека. Разум достигает состояния единообразной космической осознанности, а любая двойственность исчезает.


Утечка энергии через Аджну происходит, когда:

человек проектирует и реализует проекты в угоду собственного эго.


Находясь в невежестве:

человек может использовать энергию, не задумываясь о последствиях - через творение того, что в итоге принесёт в мир негатив и разрушение.


В благости:

через Аджну проявляется служение обществу, причём абсолютно бескорыстно - в помощь духовного развития.


Семейные союзы:

на данном уровне если не невозможны, то, во всяком случае, крайне редки.


Согласно писаниям:

если человек в момент смерти покидает тело через Аджня-чакру, то после смерти перевоплощается в мир богов.


Чтобы проработать данную чакру необходимо научиться:


  • выполнять аскезы, преодолевая ограничения своего эго;
  • освоить и практиковать ряд асан хатха-йоги (прежде всего - уникальный комплекс «Сурья-намаскар», а также: Ширшасана, Врикшасана, Пинча-маюрасана, Прасарита-падоттанасана и др.).


Если Аджня развита и чиста, то одаривает человека:

  • мудростью и совершенной интуицией;
  • различными т.н. чудесными способностями;
  • высокой нравственностью и способностью легко воплощать в жизнь свои идеи.

< Сахасрара-чакра >

Седьмая чакра - САХАСРАРА [“sah`asra” – тысяча, обозначает тысячалепестковый лотос] – центр полного отсутствия чувств, это состояние “не ума”. До уровня Сахасрары поднимаются, когда Ум и Разум [психоэмоциональные и ментальные пласты Сознания/Подсознания/Сверхсознания] целиком и полностью подконтрольны; это выход за пределы пространственно-временных понятий, достижение абсолютного единения с Абсолютом.

 

Стихия:

~ Ишвара

Цвет:

~ Оранжевый

Чувство:

~ Вкус

Биджа мантра:

~ ОМ [АУМ]

 

Сахасрара расположена в области макушки головы. С данным центром анатомически связан эпифиз (шишковидное тело).

 

Как правило, в медитациях и серьёзных духовных практиках происходят процессы именно на этом уровне.

 

Когда сознание и энергия достигают данного наивысшего центра, происходит полное преодоление т.н. недвойственности. Кроме того, во многих источниках Сахасрара считается не просто отдельной чакрой, а квинтэссенцией слаженной работы всей чакральной системы человека - когда вся система превращаются в единую колонну/кокон света.

Заключение по чакральной системе

 Знания о строении и свойствах энергоинформационной системы человека даёт возможность работать над собой, понимая и прорабатывая собственные ограничения, тем самым приближаясь к истинной сути нас самих.

>5<

Нади, или энергетические каналы

www.i-rasa.com

В тонком теле находится разветвлённая сеть каналов, по которым протекает жизненная энергия (прана). Эти каналы называются нади. В нашем теле их огромное количество. В различных писаниях информация о количестве нади варьируется от 20.000 до 350.000 В «Шива свародайе» упоминаются 72.000 нади – аналогично уже цитировавшейся ранее «Шандилья упанишаде». Согласно тантрическому трактату «Шива самхита», существует 14 основных нади (переводится как: сосуд, канал, труба, проток, движение).


К категории нади можно также отнести акупунктурные меридианы, сосуды кровеносной и лимфатической систем, нервные каналы. Современной медицине отлично известны нервные каналы, вены и артерии. Однако энергетические каналы (нади) далеко не всегда имеют физическую привязку к своему (био)носителю; по этой причине далеко не все из них доступны для обнаружения и наблюдению грубыми методами.


Этими каналами пронизано всё т.н. тонкое тело:

«Нади, поднимаясь из муладхары, идут к различным частям тела: к языку, к половым органам, к анусу, к глазам, ногам, пальцам ног и рук, брюшным органам. Из этих нади выходят более мелкие ветви, так что постепенно их становится 350.000, и они располагаются на своих местах. Эти нади распространены по всему телу, они проводники ощущений, и они регулируют движение праны».

«Шива самхита»


Такие каналы - развитые или загрязнённые - в различной степени образуют своеобразный кармо-энергетический портрет человека:

«Эти нади - семена тайны и источники всех принципов, образующих человека».

«Шива самхита»


Нади могут быть наполнены в различной степени и, соответственно, функционировать по-разному. Если какие-то нади в течение долгого времени не используются, то они "пересыхают" также, как зарастают неиспользуемые мелиоративные каналы. То есть из-за поступков или мыслей, имеющих негативные последствия, например, из-за похоти или агрессии, в каналах формируются блоки, мешающие свободному прохождению энергии, она уже не может подниматься по этим каналам вверх. Блоки в энергетических каналах сразу проецируются на состояние физического тела и ощущаются как закрепощения в определённых зонах.


Задача йоги - очистить энергетические каналы при помощи различных комплексных практик, тем самым расчистив путь энергии наверх (вдоль позвоночного столба); далее же - трансформировать данную энергию, органично подняв её вверх. Стоит также отметить, что очищение энергетических каналов, как правило, сопровождается достаточно неприятными ощущениями.

Три главных нади

Выделяют три основных энергетических канала. Сушумна-нади - самая мощная энергетическая артерия человека, крупный биоэнергетический канал, соответствующий на физическом плане спинномозговому, который проходит внутри позвоночника вдоль цереброспинальной оси. Сушумна начинается из Муладхара-чакры (самой нижней, или корневой чакры) и заканчивается вверху, в Сахасрара-чакре (в самой верхней, или венечной).

 

Сушумна разделяется на 2 ветви: переднюю и заднюю. Передняя ветвь проходит сквозь Аджня-чакру, расположенную на уровне межбровья, а затем погружается в брахмарандхру (внутреннее зеркало, на которое проецируются образы в голове). Задняя ветвь входит в череп со стороны затылка и тоже соединяется с брахмарандхрой. Этот канал отвечает за духовное развитие, именно по данному каналу энергия может подняться до уровня Сахасрары.

www.i-rasa.com

Каналы Ида и Пингала, закручиваясь в спираль, обвивают Сушумну, пересекаясь с ней и с друг другом в области центра головного мозга, яремной впадины, мечевидного отростка грудины, на уровне пупка, на уровне лобковой кости и в области промежности. В области центра головного мозга и в области промежности каналы замыкаются. В местах пересечения трёх главных нади образуются чакры. Ида и Пингала подчинены временным зависимостям, Сушумна же напротив - вне временных координат.

 

Ида-нади: соединён с левой ноздрёй и правым полушарием мозга, которое активизирует интровертное состояние сознания, контролирует подсознательную деятельность, отвечает за артистические, творческие способности. Данный канал принято называть «лунным», представляющим собой хранилище животворной, материнской энергии. Обычно этот канал (Ида) связывают с парасимпатической нервной системой, так как он проходит слева от позвоночника, перенося т.н. энергию инертности (тамас). Если данный канал преобладает, человек становится медлительным, неопределённым, словно "опущенным в воду" под воздействием энергии тамас. При очищении канала вследствие правильной духовной практики, человек чувствует сильный озноб, холод, однако его сознание при этом ясное.

 

Пингала-нади: соединён с правой ноздрёй и левым полушарием мозга, контролирующим внешнюю активность. Отвечает за сознание и динамические функции, последовательное логическое мышление. Данный канал принято называть «солнечным». Пингала делает организм более динамичным и деятельным; именно этот канал придаёт человеку жизненную активность и силу. Связан с речью и рациональностью. Данный канал синхронизируется с работой симпатической нервной системы, переносит т.н. энергию страсти (раджас). Если этот канал преобладает, человек становится вспыльчивым, активным, буквально "горячей головой" под воздействием энергии раджас. При очищении канала вследствие правильной духовной практики, человек чувствует сильный жар, может подняться температура тела, однако его сознание при этом ясное.

11 второстепенных нади

www.i-rasa.com
  1. Куху-нади – начинается в горле и заканчивается в половых органах (пудический нерв священного сплетения, налево от спинного хребта). В тантрической практике используется в качестве проводника бинду (эссенции семенной жидкости) в ваджроли-мудра;
  2. Ганхари-надимановаха-нади, протягивается от точки под уголком левого глаза к большому пальцу левой ноги, переносит психическую энергию от больших пальцев ног и из нижней части тела вверх к Аджня-чакре, проходит рядом с Идой (позади левой симпатической цепи) и способствует её работе. Нить, обвязанная вокруг большого пальца левой ноги, помогает избавиться от ячменя на левом глазу (это следует делать до рассвета; нить завязывается не очень туго);
  3. Хастиджихва-нади – протягивается от точки под уголком правого глаза к большому пальцу левой ноги, проходит рядом с Идой (напротив левой симпатической цепи) и способствует её работе, заканчивается в правом (по другим источникам – левом) глазу;
  4. Сарасвати-нади – расположена на языке. Соблюдение обрядов и проведение очищающих процедур активизирует эту нади, и со временем всё, что произнесёт практикующий, начинает воплощаться в жизнь, то есть становиться правдой. Язык уходит корнями в горло, и по этой причине иногда считается, что обитель Сарасвати находится в горле – а именно в голосовых связках, физическом органе речи. Сарасвати-нади имеет белый камфарный цвет и относится к лунному типу; она проходит параллельно Сушумне (направо от Сушумны вытягивается вверх к языку (гипоглоссальные нервы затылочного/шейного сплетения)) и дополняет этот канал;
  5. Пуша-нади – соединяет большой палец левой ноги с правым ухом (позади правой симпатической цепи);
  6. Пайясвини-нади – проходит между Пуша-нади и Сарасвати-нади (ушная ветвь затылочного сплетения налево). Канал Пуша дополняет Пингалу с правой стороны, а Сарасвати является вспомогательным каналом для Сушумны слева. Расположенная справа от Пуши Пайясвини-нади также дополняет Сушумну, так как её конечная точка находится в правом ухе. В древней иконографии божества, мудрецы и аватары (воплощения божественного «Я») изображаются украшенными яркими серьгами. Эти украшения служили особой цели. Определенные участки мочек ушей соединяются с черепно-мозговыми нервами, и серьги, изготовленные из какого-либо чистого металла, обеспечивают приток в эту систему зарядов и статического электричества из окружающей среды. Таким образом, прокалывая мочки ушей и вставляя в них серьги, йоги активизируют Пайясвини-нади. Даже в наши дни тантристы, которых называют канпхата-йогами (последователи йогической традиции натхов) носят в ушах крупные серьги-обручи;
  7. Шанкхини-нади – берёт начало в горле, продвигается между Сарасвати-нади и Гандхари-нади к левой стороне Сушумны (ушная ветвь затылочного сплетения налево) и завершается в анусе. Шанкхини-нади активизируется с помощью басти (комплексная йогическая процедура клизмы);
  8. Яшасвини-нади – протягивается от большого пальца правой ноги до левого уха (впереди правой симпатической цепи);
  9. Варуна-нади – находится между Яшасвини-нади и Куху-нади (нервы священного сплетения, разветвляющиеся над нижней частью туловища и членами). Варуни-нади заканчивается в анусе и представляет собой Пранавахи-нади, способствующую очищению нижней части туловища от нечистот. Эту нади можно активизировать путём очищения водой и практик басти (в терапии Панчакарма) и Ганеша-крийи. При неправильной работе Варуни-нади могут возникать нарушения в работе апана-вайю, что приводит к усилению качеств тамаса. При подъёме Кундалини апана-вайю перемещается выше, в область самана-вайю, где и происходит слияние отрицательно заряжённой праны и положительно заряжённой апаны. Данное слияние порождает огромную энергию, которая заставляет Кундалини подниматься по Брахма-нади. Варуни-нади покрывает всю нижнюю часть туловища и помогает апана-вайю оставаться чистой (т.е. без токсинов). Апана-вайю и Варуни-нади участвуют в процессах выделения;
  10. Вишводара-нади – проходит между Куху-нади и Хастаджихва-нади, в пупочной области (нервы поясничного сплетения, разветвляющиеся над нижней частью туловища и членами);
  11. Аламбуша-нади – начинается в анусе и завершается во рту; копчиковые нервы, происходящие из священного сплетения, позвонка к урино-генитальным органам.

>6<

Грантхи, или узлы

www.i-rasa.com

Различные энерго-центры в психоэнергетической структуре человека в своём непробужденном состоянии образуют сложно-сплетённые структуры, известные как грантхи, или узлы, поскольку они связывают материю и Дух, усиливая ощущение эго.

 

Грантхи суть не что иное, как преграды для свободного тока энергий. Это сплетения каналов, в которых кармические силы наиболее проявлены. Для полного и гармоничного открытия центрального энерго-канала (Сушумна-нади) практик должен очистить свои энергетические каналы соответствующими крийями (т.е. йогической дисциплиной).

 

Далее приведено описание трёх наиболее влиятельных грантхи:

 

Брахма-грантхи

или узел Брахмы [Творец Вселенной]; находится в корневой чакре - Муладхара. Это узел Сансары, мира «имён и форм» (нама-рупа).

Проблемы:

  • самые грубые клеши (омрачения сознания) – гордыня, тупость, стяжательство. Создает беспокойство и мешает уму достичь уравновешенности, сосредоточенности на одном (экагра). На более высоком уровне узел Брахмы проявляется как захваченность блаженством.

Преодоление:

  • целенаправленная практика шаткарм (гигиена тела, речи и ума), освоение навыков пратьяхары (отключение органов восприятия по собственной воле), обретение качеств устойчивости.

 

Вишну-грантхи

или узел Вишну [Хранитель Вселенной]; находится в области груди, Анахата-чакра.

Проблемы:

  • узел глубинных привязанностей генетического характера, преданность, вера и любовь. Порождает каруну (сочувствие), стремление к сбережению, привязанность к космическому добру, оковам традиций и острое желание помочь страдающему человечеству. Такая привязанность приковывает человека к духовным организациям и обществам, порождает слепое стремление сохранять древние знания, традиции, установления и духовные институты. Пока узел не пройден, человек подвержен двойственным состояниям: вовнепривязанности, ревности, гордости, чувству собственной важности; внутричувству вины и нерешительности. На более высоких уровнях узел Вишну проявляется как привязанность к традициям, той или иной форме Бога.

Преодоление:

  • устранение эмоциональных привязанностей к традициям тех или иных сообществ. Отдельная личность растворяется, а преобладающее положение занимает Божья воля. Человек уже не ощущает ответственности по отношению к явлениям мира имён и форм, так как полностью постигает его иллюзорную природу. Он начинает осознавать лилу (божественную игру) и исполняет в ней свою роль, не оставляя при этом зёрен карм, которые могли бы вновь вовлечь его в мир майи. Такой человек слышит анахата-наду (космический звук) и шрути (космическую речь).

 

Рудра-грантхи

или узел Рудры, или Шивы [Разрушитель Вселенной]; расположен в районе центра головы (эпифиз), соответствует Аджня-чакре.

Проблемы:

  • пока узел в Аджне не пройден, йог находится в плену двойственных мыслей, различных концепций. На более высоком уровне рудра-грантхи проявляется как привязанность к мистическим видениям, сиддхам (совершенствам), тонкая привязанность к «я», захваченность Пустотой.

Преодоление:

  • развязывая узел Рудры, человек утверждается в каузальном (причинном) теле, освобождается от влияния пяти элементов. Достигнув уровня Аджня-чакры, йог обретает способность ясно понимать прошлое, настоящее и будущее – становится три-кала-даршином [{tri – три} + {kala – время} + {darshi – воспринимающий}], или трикаладжней (познавшим три времени: прошлое, настоящее и будущее). Категории пространства и времени уже не являются для него преградой. Однако именно после этого этапа препятствием становится сам рудра-грантхи, т.к. йог может затеряться в собственной силе - в различных сиддхах (чудесных способностях). Если йог сумеет преодолеть искушение к сиддхам – тогда он/она сможет превзойти три гуны [качества Первоматерии: саттва(равновесие), раджас(активность) и тамас(инерция)], то есть стать гунатитой (преодолевшим свойства, или качества), утвердившись в извечной непреходящей Реальности, или в Сат-Чит-Ананде.

>7<

Шива и Шакти - Сознание и Энергия

www.i-rasa.com
  •  Шива

(санскр.शिव, śiva — «благой»), мужской принцип, символизирует трансцендентное Сознание, Пуруша — чистое вечное Сознание, неизменное и безграничное, беспристрастный Наблюдатель. Условная локализация – Сахасрара-чакра.

 

  •  Шакти

(санскр.शक्ति, śakti — «сила»), женский принцип, олицетворяет Энергию, Силу, Природу. Это первоматерия — Пракрити, а в аспекте самопознания — Кундалини. Условная локализация – Муладхара-чакра.

 

  •  Майя

(санскр.माया, māyā — «иллюзия»), всеобъемлющая Иллюзия, которая является причиной взаимодействия Пуруши (Шива) и Пракрити (Шакти).

РЕЗЮМЕ

Человеку, который практикует йогу и идёт по Пути духовного становления, важно понимать и отслеживать, какие именно процессы (с точки зрения энергии) происходят в его теле. Данное понимание поможет йогу:


  • разобраться в том, что с ним происходит;
  • понять и вовремя устранить причины прошлых / будущих проблем;
  • научиться накапливать и преобразовывать необходимый уровень энергии;
  • сохранить и направить эту энергию в русло помощи другим людям на Пути самопознания.


Преподавателю йоги желательно постепенно научиться всегда и везде:


  • осознавать своё тонкое тело;
  • прорабатывать энергетические каналы;
  • отслеживать превалирующие тенденции своего сознания, или энерго-информационный баланс;
  • и конечно же (при необходимости) мочь оказать в данном русле компетентную поддержку своим занимающимся.


Кроме того, преподавателю йоги настоятельно рекомендуется испытать лично посредством своей садханы какой-либо трансцендентный опыт - хотя бы, условно выражаясь, в минимально необходимой мере. Значение подобного опыта трудно переоценить... так как без подобного опыта любые описания Иномирья (или, говоря обобщённо, Многомерия - т.е. Реальности с большой буквы) будут иметь до некоторой степени лишь "книжный" вес.


Автор статьи:
Мотояма Д.Х.
yama.pro