СТАТЬЯ
Тема данной работы довольно обширна и её раскрытие в немалой степени обусловлено смысловым контекстом, в ключе которого она будет освещена. Контекстов же может быть несколько. Например:
По поводу первого из трёх пунктов - всё просто и ясно: с точки зрения этико-нравственных принципов (и их проявлений в повседневной жизни), каждая из чакр чакральной системы, может быть проявлена тремя качествами Природы мира – гунами, или преобладающими (у того или иного человека) уровнями сознания:
~состояние благости, гармонии и равновесия
~активность, уровень различных страстей
~инертность, состояние невежества
Известно, что в специальных медитативных состояниях (определённой глубины постижения) мудрецы всех времён воспринимали строение и характеристики чакральной системы человека, как [лотосоподобные] цветки определённых цветов и конфигураций (количество лепестков и т.д.).
Перечислим основные проявления каждой из чакр сквозь призму трёх гун - преобладающих качеств сознания:
1
~Муладхара~
Тамас:
бездействие, апатия, подавленность;
Раджас:
агрессия, гнев, злость, ненависть, жестокость, нетерпеливость;
Саттва:
терпение.
2
~Свадхистана~
Тамас:
страх и сиюминутные радости, впечатлительность, погружение в мир грёз, жалость к себе, тоска, скорбь;
Раджас:
сильное желание, страсть, желание нравится, удовольствие, наслаждение, мечтательность, романтичность;
Саттва:
смирение и жертвенность.
3
~Манипура~
Тамас:
голод, жадность, тщеславие;
Раджас:
интеллектуальная жадность, накопительство, гордость, желание власти и независимости;
Саттва:
альтруизм, самоотдача, энтузиазм.
4
~Анахата~
Тамас:
жажда к обладанию, сентиментальность, привязанность;
Раджас:
влюблённость, ревность;
Саттва:
соучастие, сочувствие.
5
~Вишудха~
Тамас:
борьба по инерции;
Раджас:
достижение цели любой ценой;
Саттва:
сострадание.
6
~Аджня~
Тамас:
деятельность без осмысления последствий (деструктивные изобретения);
Раджас:
проектирование, разработка проекта;
Саттва:
творение блага.
7
~Сахасрара~
~Качества отсутствуют~
Стоит отметить, что (возможно) наиболее полное описание чакральной системы (во всём своём многомерном виде) можно найти в работах выдающегося мистика 20-го века Хариша Джохари (философ, поэт, скульптор; способствовал объединению эзотерических течений Индуизма с западными наработками, объединив их в целостную философско-прикладную систему). Предметно по чакральной системе примечательна великолепная книга «Чакры: энергетические центры трансформации».
***
В системах саморазвития тех или иных восточных орденов описание чакральной системы, как правило, носит тщательно выверенный и удобно применимый в повседневной жизни характер. Примером могут служить работы некоторых суфийских мастеров, с некоторыми из которых, к слову, был как минимум знаком при жизни названный выше Хариш Джохари.
***
Далее же мы рассмотрим, так сказать, "своеобразные" по своим этико-нравственным воззрениям деструктивные магические / псевдомагические направления.
На взгляд автора причина, по которой преподавателю йоги не лишне быть в курсе (хотя бы в целом и общем) данных крайне "своеобразных" концепций, распространённых именно в западном сообществе, следующая. В современном обществе в принципе многие интересуются йогической методологией. Однако цели данного интереса нередко и весьма существенно разнятся. Помимо адекватных и вполне понятных стимулов к саморазвитию (самопознанию) таких, как:
встречаются и, по меньшей мере, странные концепции, несовместимые по своему содержанию с базовыми, универсальными для всех этико-нравственными принципами Ямы и Ниямы.
Тем не менее, носители данных концепций как ни в чём не бывало пытаются заниматься йогой (имея собственное представление об этико-нравственных принципах), так сказать, по полной – исключительно в своих, сугубо эгоцентрических целях. В данной связи, возможно, наиболее известно имя Алистера Кроули – как идейного вдохновителя ряда подобных оккультных течений.
И вот что характерно: все эти по существу деструктивные течения в своих изысканиях опираются на детальные описания той же чакральной системы, интерпретируя её повседневное применение, скажем так, сугубо по-своему. Как, впрочем, и понятие кармы. Да и конечные цели у них, к слову, не совместимы с йогическими… Учитывая то, что в современном обществе процент интересующихся конкретно деструктивной направленностью энергоинформационных возможностей человека совсем даже не мал, целесообразно, давая информацию о чакральной системе, стараться делать это исключительно с позиций Ямы и Ниямы.