СТАТЬЯ

Понятия карма и реинкарнация с точки зрения современного мира

Западный мир

В современном обществе на удивление часто встречается такое распространённое мнение, как то, что концептуальные понятия кармы и реинкарнации (список можно продолжить) свойственны исключительно и только восточному менталитету. Для современной модели мироустройства это, конечно же, верно... Однако, применительно к истории происхождения и фундамента (как ни странно) традиций западного мира в целом, имеются весьма существенные оговорки, а именно: если приглядеться внимательнее к формированию западной культуры времён античности, то становится очевидно, что понятия кармы и реинкарнации некогда были вполне естественны и обыденны для западного сообщества. Например, в античный период все без исключения известные нам сегодня знаменитые имена философов заканчивали те или иные эзотерические учебные заведения - школы-мистерии, принадлежавшие так или иначе двум наиболее влиятельным концептуально полярным культам: Аполлоническому и Дионисийскому.

 

Кроме того далеко не секрет, что все (их явное большинство) наиболее знаковые/известные имена античности учились прежде всего магии (в экзистенциальной смысловой нагрузке данного термина, разумеется) и происходило это вовсе не в древней Греции... Персия, Вавилон, Эфиопия, Финикия, Ассирия и Халдея --- вот далеко не полный перечень ореола традиционного обучения древних мыслителей прошлого. Наиболее же знаковым и авторитетным считалось обучение, пройденное в тогдашней столице древнего Египта, в Мемфисе, а также на территориях древней Индии (независимо от региона). С этой точки зрения возможно особо примечательны выдающиеся труды (учебники) по философии русского советского философа, антиковеда, филолога, видного деятеля советской и постсоветской культуры в целом Алексея Фёдоровича Лосева — философа и религиозного Мыслителя (с большой буквы) с невероятно широким кругом научных интересов, переводчика и комментатора античных и средневековых авторов (Платона, Аристотеля, Плотина, Прокла, Николая Кузанского и других).

 

В качестве почти хрестоматийного примера предлагаю рассмотреть (буквально вкратце) личность великого античного гения Фалеса с Милета, известного как Фалес Милетский. Примечательно, что в связи с его огромным культурным влиянием применительно к той эпохе нередко принято говорить «эпоха Фалеса Милетского». Он воспитал и выпустил буквально плеяду выдающихся мужчин и женщин того времени. Среди его многочисленных учеников особо известны Анаксимандр и Анаксимен. Именно они и оставили довольно подробные письменные свидетельства/жизнеописания о своём Наставнике - Фалесе Милетском (т.к. сам он, как известно, ничего не записывал). Однако всё же наиболее выдающимся и всемирно известным и по сей день учеником у Фалеса является Пифагор (названный так в честь богов др. Египта: Гора и Пифии). Если очень и очень коротко, то после того, как Фалес передал всё что знал и умел Пифагору (а знал и умел Фалес Милетский невероятно многое), он отправил Пифагора к своим учителям-наставникам в... Мемфис - тогдашнюю столицу древнего Египта, где Пифагор провёл несколько лет, в конце каждого года сдавая суровые экзамены (к слову, очень разные по своей специфике). В итоге, став настоящим Мастером, Пифагор создал т.н. герметическую эзотерическую школу - как продолжение традиции Гора (традиции Гермеса Трисмегиста).

 

В дальнейшем (в более близкие нам времена) многие западные деятели, кому в целом был близок понятийный язык герметизма, обращались к трудам античных мастеров. К примеру: небольшой, но весьма ёмкий труд основателя немецкого экзистенциализма Мартина Хайдеггера «Высказывание Анаксимандра», ясно даёт понять какое значительное внимание уделялось кармическим вопросам в ранне-античные времена...

 

К слову об общекультурных традициях Древнего Мира в целом: по мнению ряда прогрессивных современных исследователей (таких, как писатель-историк, антрополог, член «Русского Географического Общества» Георгий Сидоров), Эллинистический мир (ЭлЛада) по своему духовно-культурному уровню либо имел много общего с ведической культурой, либо вообще был её неотъемлемой частью.

Раннее Христианство

Относительно христианской религии в целом, различные конфессиональные направления которой веками определяли характер и границы религиозного мышления западного сообщества, особого внимания заслуживают т.н. апокрифические писания христианства - апокрифы первых (ранних или древних) христиан. Речь идёт, прежде всего, о так называемой библиотеке Наг-Хаммади, найденной при раскопках близ Каира в 1945 году и теперь находящейся в главном историческом музее Каира. Библиотека содержит тысячи папирусов, успешно переведённых с коптского языка (стоит отметить, что данный язык не представляет трудности для переводчиков). На взгляд автора наиболее примечательными с точки зрения вопросов кармы и реинкарнации являются два апокрифа:


  • 1)  Евангелие от Иоанна (апокрифическое)
  • 2) Евангелие от Фомы (желательно с комментариями Георгия Валаамского)


В данной связи особо важно отметить, что в эпоху раннего христианства (т.е. в первые века нашей эры по принятому летоисчислению) понятия реинкарнации и закона воздаяния были не только общеприняты, но принципиально неотделимы от тогдашнего христианства. И лишь на 5-ом Вселенском соборе христианской церкви в Константинополе (в VI-ом веке н.э.) они были целенаправленно изъяты из церковных канонов по специальному указу Папы (под давлением императора Юстиниана) с последующей цензурой и редакцией допущенных в итоге к свободному изучению текстов.


По официальной версии идеологи того времени посчитали, что, ежели люди знают, что у них есть больше, чем одна жизнь – они якобы могут расслабиться и "ничего не делать". И в этом смысле концепция "одноразовой жизни" показалась им более прагматичной: по замыслу политиков, такая реформа должна была заставить людей быть исключительно законопослушными. Поэтому многие тексты с идеей перерождения были попросту изъяты из употребления. По не официальной версии объяснение и того проще: людьми, у которых отсутствует представление зачем они пришли в этот мир, гораздо проще управлять.


Однако даже в условиях сложившейся по ряду причин (в наибольшей степени политического характера) западной научной парадигмы немаловажно отметить то обстоятельство, что все известные имена, на которых, собственно, и держится авторитет современной атеистической модели мироустройство, никогда не были атеистами...

Научный западный мир

Общепринята точка зрения, что атеистическое мировоззрение в науке во многом обязано работам Чарльза Дарвина. В действительности же Дарвин никогда не был атеистом, никоим образом не отрицал акта первоначального Божественного сотворения. Как раз об этом и свидетельствует заключение в его работе «Происхождение видов», где утверждается, что именно Творец создал мир во всём несметном многообразии существующих форм, «изумительно совершенных и прекрасных». Он и допустить не мог, что его теория об эволюции будет эксплуатироваться для насаждения всеобщего атеизма - отрицания существования Бога. Нередко ему то и дело задавали вопрос: где же находится начало цепи эволюции? На что следовал неизменный ответ: «Оно приковано к Престолу Всевышнего».

 

Имена наиболее известных западных учёных, мыслителей и церковно-политических деятелей, соотносимые с истоками современной цивилизации:

 

Николай Кузанский, Николай Коперник, Сир Френсис Бэкон, Джоаннс Кеплер, Галилео Галилей, Рене Декарт, Исаак Ньютон, Роберт Бойль, Майкл Фарадей, Грегор Мендель, Уильям Томсон Кельвин, Макс Планк, Альберт Эйнштейн;

 

создатель советской ракетно-космической техники Сергей Павлович Королёв, один из основоположников советско-российской космонавтики Борис Викторович Раушенбах, авиаконструкторы: Андрей Николаевич Туполев, Роберт Бартини, Михаил Леонтьевич Миль, Павел Владимирович Сухой, Николай Николаевич Поликарпов.

 

Все они (и многие другие), подобно одному из основоположников всей современной физики Блезу Паскалю, использовали науку для подтверждения своих религиозных убеждений.

 

Таким образом, если чуть глубже посмотреть на так называемую материалистическую (западную) науку, то выявляется, что у неё отсутствует всякая основа, – т.е. какой бы то ни было фундамент. Прямо как в известной сказке: «А король-то голый!» Данный вывод вовсе не принижает значимости западной науки-как-таковой, но лишь констатирует, что т.н. "достижения" западной науки являются следствием деятельности отдельных личностей, изыскания которых не имели ничего общего (от слова «совсем») с навязанной извне атеистической парадигмой мироустройства.

Мир Востока

На взгляд автора данной работы в контексте если не всех, то большинства восточных учений нет смысла перечислять первоисточники, в которых прямо говорится о понятиях Дхармы, Кармы | Реинкарнации, так как скорее трудно найти (либо в принципе невозможно) первоисточники, где бы данные понятия отсутствовали.

 

В целом же данные понятия берут своё начало из Вед (ведических писаний). Существует 4 индуистские веды, составленные и записанные некогда легендарным мудрецом Вьясадевом, а именно: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа. Каждая из них состоит из четырёх главных разделов: Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады. Также немаловажно помнить, что все аутентичные народы так или иначе имеют собственные ведические писания, в которых запечатлены всеобщие этико-нравственные принципы мироустройства.

Индуизм и Ислам

Применительно к индуизму отдельного внимания заслуживает пересечение влияний с мусульманским миром, обусловленное географическими предпосылками - с появлением в Индии и на прилегающих к ней территориях арабов-мусульман. Примечательно, что возникновение различных суфийский течений внутри ислама точно совпадает с приходом арабов в Индию – в седьмом веке (по принятому летоисчислению), а слово «суфий» совместно с прочими определениями набожного человека стало употребляться примерно в конце VIII века.


Возвращаясь к теме сопоставления восточного и западного менталитета особо знаменательно отметить, что ежели западные учёные, реализуя те или иные открытия, как правило, находятся в поиске ответов на фундаментальные вопросы существования, то восточные представители научного мира наоборот - осуществляют свою деятельность не в плоскости поиска чего-либо, а в плоскости служения, сообразуясь с гармонией всеобщих этико-нравственных, а также религиозных представлений, присущих восточным учениям.


Представители суфийских направлений: АбдулКадир, Авиценна, Джами, Джебран, Зебунниса, Исфахани, Кабус-намэ, Кабир, Маарри, Мира Баи, Навои, Низами, Рудаки, Руми, Руставели, Саади (Ширази), Ас-Самарканди, Тургани (Камари), Тулси Дас, Физули, Фирдоуси, Хан (Хазрат Инайят), Хайям (Омар), Хакани, Хафиз, Худжанди, Хусроу (Амир).


В истории религиозной жизни Индии фигура Кабира занимает исключительное положение. Выдающийся реформатор движения бхакти, яркий представитель классической литературы хинди, влияние которого одинаково значимо и для индуистского мира и мусульманского сообщества. Его поэзия характеризуется своего рода синтезом терминологии различных религиозных и философских школ. Бог Кабира един для всех и обитает внутри каждого, не нуждаясь в посредниках.

Буддизм

С точки же зрения буддизма понятия Дхармы, Сансары, Кармы и Реинкарнации изначально были ему присущи – иначе говоря, данные понятия базовые для всех разновидностей буддистского Учения.

 

Не смотря на то, что сам термин «буддизм» появился достаточно недавно (лишь в конце 19-го века), совокупность направлений и течений, обозначаемых им, так или иначе, основываются на данных понятиях в качестве фундаментальных. Притом, что буддизм генетически связан с Индией его география распространения охватывает как минимум весь азиатский мир: Индия, Шри-Ланка, Бутан, Таиланд, Бирма, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Южная Корея, Тайвань, Китай, Япония, Монголия, а также российские Бурятия, Калмыкия и Тува.

Понятия кармы и реинкарнации

в контексте временных эпох, или юг

Оба понятия неразрывно связаны между собой, т.к. по сути являют собой один и тот же закон Воздаяния.

 

Закон причинно-следственных связей (карма) реализуется в реальности благодаря системе последовательных перерождений - буквально всего во Вселенной (реинкарнация). Можно сказать, что карма осуществляет себя при помощи реинкарнации.

 

Однако следует также принять во внимание и то, что так сказать специфика закона кармы меняется в зависимости от текущей временного периода – эпохи, или юги:

  1. золотой век (сатья-юга)
  2. серебряный век (трета-юга)
  3. бронзовый век (двапара-юга)
  4. железный век (кали-юга)
  5. бронзовый век (двапара-юга)
  6. серебряный век (трета-юга)
  7. золотой век (сатья-юга)

Дхарма, Карма,

Сансара и Реинкарнация:

что общего между этими понятиями?

Данные 4 понятия взаимозависимы по отношению друг к другу.

Дхарма

Понятие дхармы интегрально. Истинное знание, нравственность, долг, совесть, честь – вот несколько ключевых понятий, характеризующих обобщённое представление о дхарме.

Карма

Дхарма осуществляет себя посредством всеобщего закона причин и следствий - закона Справедливости, или закона Воздаяния (закона кармы). Учитывая то, что реализация закона кармы возможна исключительно во времени, реинкарнация, как череда перерождений, через которые проходит Дживатма (т.е. Духа, или Души), необходима, чтобы звенья цепи кармы могли быть тем или иным образом реализованы.

 

В целом карму принято разделять на три основные разновидности, а именно:

  1. Карма: закон причинно-следственных связей. В идеале является деятельностью, продиктованной долгом; имеет вектор, направленный на исполнение (следование) священным предписаниям. Такая деятельность увеличивает благочестие, очищая от грехов и устанавливая связь с гуной благости.
  2. Викарма: деятельность, противоречащая гуне благости, причём намеренно – в силу тех или иных обусловленностей (несвободы) своего сознания пагубными тенденциями. В результате такой деятельности человек отягощает свою карму грехом.
  3. Акарма: это деятельность, направленная на благо всего мира в служении Богу и сострадании к окружающим. Освобождает человека от влияния всех гун и ведёт к освобождению из череды рождений и смертей - круговорота перерождений, или сансары. Такой безупречный способ жизни крайне труден, очень и очень немногие на него способны и подделать это невозможно.

Сансара и Реинкарнация

Как в восточной, так теперь уже и в западной литературе существует огромное количество официально задокументированных свидетельств феномена перерождения, или реинкарнации. Стоит отметить, что собственно "феноменом" данное естественное явление воспринимается именно современным западным сообществом, да и то лишь определёнными категориями данного сообщества. Ведь почти все известные в различных областях прогрессивные западные деятели не только разделяли концепцию кармы и реинкарнации, но и своим личным примером следовали общим этико-нравственным принципам взаимоотношений с окружающим миром.

 

Отдельно стоит отметить, что в западном сообществе в настоящее время собрана поистине огромная статистика клинических испытаний/наблюдений по тем или иным разновидностям ВТО (внетелесного опыт) и ОСП (околосмертным переживаниям). В этой связи могут быть полезны работы американского исследователя Роберта Аллена Монро, американского психолога и врача Рэймонда Моуди, русских учёных Татьяны и Виталия Тихоплавов и другие.

 

Выход из круга перерождений (сансара) – есть та цель (и, кстати, вовсе не обязательно конечная), которая прослеживается во всех адекватных мировых учениях.

РЕЗЮМЕ

На сегодняшний день жизнь современного общества в целом так устроена, что любое упоминание на тему смерти (точнее смертности человека) воспринимается минимум как нежелательная тема, а то и вовсе табу на всех уровнях социальных взаимоотношений.


Между тем как настоящие, непреходящие и вечные ценности становятся очевидны для человека лишь и только тогда, когда человек задумывается о неизбежной конечности своего существования. И тогда всем известные вопросы, подобные вопросу о смысле жизни человека, перестают быть привычно риторическими – т.е. не имеющими смысла по определению…


Даже самое общее представление о тех универсальных понятиях, которые в минимально-необходимой степени были рассмотрены в данной работе (дхарма, сансара, мокша, карма, реинкарнация), способно направлять на благо общества жизнь абсолютно каждого человека – человека, которому не безразлична как его собственная жизнь, так и мир вокруг него.


Автор статьи:
Мотояма Д.Х.
yama.pro