СТАТЬЯ
Существует 4 фундаментальные разновидности Йоги. В сущности это даже не разновидности йоги-как-индуистского-учения, а своего рода санскритский вариант наименования в принципе доступных способов взаимодействия Человека с Миром.
Дело в том, что каждая из этих четырёх разновидностей (в большей или меньшей степени) отражена и в духовных традициях иных культур.
Говоря о Хатха-йоге уместно провести следующие параллели: египетская йога, кавказская йога, древне- (или старо-) славянская йога.
Известно, что в Индии общая совокупность знаний об устройстве человека сохранилась в виде картографированной системы энергетических каналов (нади), нашедшая применение в методологиях таких систем, как Хатха-йога и Раджа-йога. В Китае те же самые знания получили несколько иную форму выражения – энергетические каналы меридианов и узловых точек взаимодействия между энерго-каналами, применяемые в акупунктуре. И, конечно - знаменитые боевые системы Японии, Китая, Кореи, Вьетнама, Тайваня. Надо сказать, что в индийской йоге так же имеются характерные боевые направления (…с уникальными возможностями…), о которых по-прежнему не особо слышно по ряду причин…
Теперь поговорим подробней о 4-х разновидностях Йоги-как-таковой. Для этого необходимо уточнить КЛЮЧЕВОЙ момент для любой йоги: когда какое-либо учение начинает популяризироваться, оно неизбежно начинает обрастать штампами - а то и вовсе искажаться (сознательно, либо случайно).
В каком-то смысле приблизиться к сути её понимания несколько проще, чем к пониманию «механизмов работы» других 3-х направлений. Главное заключается в том, что Раджа-йога – это медитативные практики, применяемые в качестве инструментов для Богопознания. Хатха-йога является (…всегда являлась…) составной частью Раджа-йоги. Стоит заметить, что в йогических первоисточниках не более 5% от общего количества материала говорится о методах правки именно здоровья методами Хатха-йоги, а остальные 95% - о вещах далёких от тем, собственно, здоровья. Да, в Хатха-йоге имеется раздел т.н. йога-терапии, который великолепно справляется именно с вопросами здоровья (при грамотном подходе, разумеется). Однако из этого ни как не следует, что цель Хатха-йоги решать вопросы здоровья.
Хатха-йога бывает статичной и динамичной, а так же различным способом алгоритмизированной.
По-поводу алгоритмов: интерес может представлять книга мастера Андрея Лаппы - «Традиция Единения» - с описанным в ней т.н. «Танцем Шивы», матрица которого известна, как основополагающая среди всех янтр – ШРИ-янтра. Для справки: янтра – это схематичное, графическое изображение тех или иных закономерностей функционирования Мира. В данном же случае ШРИ-янтра предстаёт в книге как своего рода расшифровка - где в каждую ячейку вписано определённое положение человеческого тела, предусматривая различные способы «чтения» этой янтры. Вот ссылка на сайт автора, где на главной странице как раз и видно данное изображение: www.universal-yoga.com
Любая (как статичная, так и динамичная) практика в Хатха-йоге имеет главную определяющую цель – целостное медитативное единение. В терапевтическом отношении отметим, что вопросы, связанные с Подсознательной и Надсознательной функциями человека, которые в трансперсональной психологии (например) прорабатываются методами холотропного дыхания, здесь прорабатываются грамотно выстроенной практикой, в ходе которой человек может войти во всесторонний резонанс с Миром – или в ПОТОК, как можно услышать от суфийских и даосских мастеров.
По этой причине Хатха-йога (чтобы не вводить в заблуждение) не выделяется в отдельное направление. Она УЖЕ названа - в качестве Раджа-йоги!
Обычно говорят, что данная йога занимается концептуальным постижением. Учитывая понятийный язык современного человека, данное определение скорей путает, нежели что-либо проясняет. С точки зрения данной йоги, если человек говорит, например: «Да, я это понял(а)», то подразумевается, что он(а) это уже сделал(а). Для примера: если человек говорит, что прямо сейчас понял, что курить вредно, то он реально больше курить никогда не станет. Разумеется, даже на таком банальном примере встаёт вопрос о Подсознании и т.н. Сверхсознательной (моделирующей) функции человека.
Вывод: насколько человек «дружит» со своим Безсознательным – ровно настолько он властвует над собой.
Многие популярные системы, которые воспринимаются новыми сегодня (например, Дианетика с Саентологией) и есть прикладные методы Джняна-йоги, удивительно действенные (если грамотно применяемы, разумеется - это уже другой вопрос…). Создатель названных систем (Л. Рон Хаббард) и сам признавал, что его разработки имеют именно ведийские корни. Сюда же относятся и такие замечательные современные системы, как т.н. «Дизайн Человека» (автор системы - Ра Уру Ху), полностью основанный на аюрведических знаниях.
Из известных примеров – это Суфизм. Это стержень суфийского учения, которое отражено в книгах (или собраниях изречений) таких великих людей, как: Авиценна, Низами, Руми, Саади, Фирдоуси, Ширази, Омар Хайям, Назым Хикмет, Хазрат Инайят Хан и т.д.
Разумеется, в Бхакти имеется свой не менее разносторонний (если сопоставить с остальными 3-я главными разновидностями Йоги) инструментарий решения любых вопросов. Более того, даже методы зачастую напоминают сразу все ЧЕТЫРЕ главные разновидности Йоги! Почему и говорят, что в реальности особого разделения и вовсе нет. Лишь акценты ставятся в зависимости от конкретного человека, и конкретного жизненного периода этого человека.
Самая многомерная (и вместе с тем заштампованная) разновидность Йоги. Дело в том, что Карма-йога уже-по-своей-сути ИНТЕГРАЛЬНА... Обычно принято говорить, что Карма-йога – это служение. Само по себе данное утверждение верно. Однако все вопросы начинаются с одного единственного – главного вопроса: как именно будет осуществлять это служение конкретно взятый человек? Это слово – служение – у разных людей будет вызывать (мягко говоря) различные ассоциации… Для примера (точней один из множества примеров) возьмём жизнеописания православных святых. Принято считать, что они уходили в отшельничество. Но это не вполне так. Отшельничество – это популярное клише, штамп. Христианские святые (равно как и святые иных конфессий) – яркий пример именно Карма-йоги, оказывали огромное влияние на большое количество людей, приходивших к ним (как минимум, разумеется).
А вот иной пример. Учение Дона Хуана, переданное магом Карлосом Кастанедой. Тут, конечно, приходится сделать отступление.
Первая книга Карлоса Кастанеды часто воспринимается, по меньшей мере, спорно. И не без оснований, о которых сам же Кастанеда оговаривался! Однако если проанализировать все (11) 12 книг, им оставленных, то данное Учение предстаёт как жесточайшая дисциплина по "жизни в миру". Где повседневная жизнь (во всех своих проявлениях) рассматривается как неиссякаемый источник Силы для трансформации. Раскрывается данный вектор там прямо-таки многомерно. Если рассматривать его с точки зрения именно общественно-социальных отношений, то носитель (впрочем их далеко не много) этого образа жизни (т.н. «Сталкинг», выраженный Безупречностью) показывает наибольший потенциал, результативность в решении самых разнообразных жизненных ситуаций.
Лично для меня знакомство с его книгами (и книгами иных представителей его линии) показало, ПОЧЕМУ этика-как-таковая имеет глубоко-энергетическую природу. Кстати, часто говорят, что данное Учение не поддерживает мораль – в любом виде. Однако стоит заметить, что Карма-йога предполагает отсутствие привычных моральных установок. Зато и Учение Дона Хуана, равно как и Карма-йога базируются на глубоко-нравственных - подлинно-этических принципах!
Так же примечательно, что даже у самых консервативных религиозных направлений (как, например, Иудаизм), имеются свои яркие деятели, авторитетные и по ныне, которые утверждали, что все учения происходят из единого Источника. В частности, они прямо указывали на генетическую связь Йоги и Каббалистического учения-как-такового! Более того - практиковавшие открыто Хатха и Раджа йогу. В качестве уникального примера - знаменитый Абрахам Абулафия и его книга - "Сефер-А-Цель" или "Книга Тени".
В самом же (первоначальном) христианстве - в т.н. гностических евангелиях - усматриваются те же параллели в ещё большей степени.
Речь идёт о "Библиотеке из Наг-Хаммади" — собрании рукописных книг (т.н. "13 Кодексов ГИГАС"), изготовленных из папируса. Эта библиотека была обнаружена в 1945[6] году в районе селения Наг-Хаммади, примерно в 100 км. от Каира (Египет). Рукописи написаны на коптском языке, разговорном языке Эллинистического Египта. В настоящее время корпус из 1200 рукописей библиотеки Наг-Хаммади (доступный лишь для сертифицированных исследователей-специалистов) хранятся в Коптском историческом музее г.Каир.